21.08.2022 05:00
    Поделиться

    Житель Мурманска прокатился до Владивостока и обратно на 46-летних "Жигулях"

    Степан Романчев за два месяца доехал на ВАЗ-2101 от Мурманска до Владивостока и вернулся обратно. Эту идею он вынашивал года два - ему особенно хотелось увидеть те места, что находятся за Уралом.
    Степан Романчев: Правильно про эту машину говорят, это средство передвижения, а не роскошь.
    Степан Романчев: Правильно про эту машину говорят, это средство передвижения, а не роскошь. / Из архива Степана Романчева

    Его мощному джипу такой путь был бы нипочем. Но парень решил не искать легких путей и купил себе для этой поездки осенью 2021 года через сайт объявлений зеленую "копейку" за 38 тысяч рублей, выпущенную в 1976 году. В машину, которая была на 15 лет старше водителя, он вложил еще 80 тысяч, чтобы "старушка" стала пободрее.

    Погружение в историю

    - Я принципиально хотел поехать во Владивосток на любом советском автомобиле, от "копейки" до "тройки", - поясняет Степан. - Когда едешь в такой машине, ощущаешь, что погружаешься в историю. В ней даже тахометра нет, обороты двигателя определяешь на слух. Но я много езжу в автомобилях, и для меня это не было проблемой. Когда я ехал из Мурманска во Владивосток, испытывал удовольствие. Кстати, прежние владельцы убрали штатные сиденья и поставили иностранные, так что сидеть было довольно удобно.

    Ремонт занял два с половиной месяца. Новый владелец проехал 200 км по Мурманской области, чтобы посмотреть, как автомобиль будет себя вести. Затем нанес на свою "копейку" нитку маршрута и 10 июня отправился в далекий путь вместе со своим другом Константином. Правда, добравшись до Урала, тот решил вернуться в Мурманск - видимо, не хватило терпения, которого требовало произведение советского автопрома.

    Немного посомневавшись, Степан решил не сдаваться и продолжил путешествие в одиночку со скоростью 80 км/ч. Можно было ехать и быстрее, но это было бы уже небезопасно. Палатку брать не стал, и там, где нельзя было найти хостел или гостиницу, ему пришлось ночевать в тесном салоне машины.

    Человеку, привыкшему к современным комфортным автомобилям, невозможно представить себе такой ночлег - спать можно только в одном положении. Тело каменеет в этой позе. Утром он выбирался из машины с большим трудом и буквально силой разгибал самого себя, чтобы иметь возможность ехать дальше.

    Палатку ребята не брали. А ночевки в машине оказались тем еще удовольствием: спать возможно только в одном положении, на утро тело как каменное. Фото: Из архива Степана Романчева

    Философия "чебурека"

    - Эмоций была масса, - рассказывает Степан. - Даже трудно сказать, какой город и какие встречи мне запомнились больше. В Благовещенске, например, очень живописно на берегу Амура. Гуляешь по набережной и видишь на другом берегу реки китайский город Хэйхэ. И это не тот Китай, который мы привыкли видеть на картинках. Там нет огромных светящихся небоскребов, обычные высотки, будто где-нибудь на окраине Москвы.

    Во Владивостоке ему запомнилась природа: высокие сопки и живописные скалистые обрывы. Но хамство некоторых водителей, для которых в порядке вещей мешать перестраиваться своим же собратьям-автовладельцам или не пропускать людей на пешеходных переходах, стало неприятным открытием.

    - С грунтовки передо мной выскочил местный "чебурек". Ехал я за ним минут 30 и никак не мог обогнать, - рассказывает Степан. - Там, где обгон был разрешен, он ускорялся. Где начиналась сплошная, скидывал скорость до 60. В самом Владивостоке на узкой улице один водитель мне зеркало свернул. И это было бы еще ничего, зеркала на "копейке" скорее для красоты висят. Но я при этом стоял прямо возле машины! Посмотрев на меня и на машину, этот неуважаемый господин просто молча уехал. Конечно, не все водители там такие. Встречаются и нормальные.

    Пример "вежливой" парковки. И таких случаев в путешествии масса. Фото: Из архива Степана Романчева

    Впрочем, с нормальными жителями Владивостока Степан встретился очень быстро благодаря своей "ракете", которая внезапно заглохла и отказалась заводиться. Возникла нетривиальная задача: где в современном городе найти стартер на выпущенную почти полвека назад машину? К счастью, долго искать его не пришлось. Сотрудники одного из владивостокских автосервисов продиагностировали "копейку" и вместе со Степаном отправились по магазинам автозапчастей искать стартер. И нашли.

    Крестовая отвертка, ключ и плоскогубцы

    Кстати, больше всего водителя выводил из себя бензонасос. В нем постоянно стачивался шток - небольшой металлический штырек, с износом которого двигатель терял тягу и машина начинала дергаться. Чтобы одолеть маршрут, Степану потребовалось целых 16 штоков.

    В дороге ему немало помогли советы отца, который много лет отъездил на "семерке" и мог практически безошибочно определять любые неисправности "Жигулей". И, наверное, Степану повезло с ангелом-хранителем. Серьезная и опасная неисправность, которая могла стоить ему жизни, случилась не на оживленной трассе, а в другом месте. Отъехав 150 км от Читы, он ощутил запах гари, которому вначале не придал значения: возможно, просто неподалеку что-то горит. Но запах все усиливался. Остановившись и выйдя из машины, он увидел, что из заднего тормозного барабана валит дым. Сев в автомобиль, он обнаружил, что не может тронуться с места - заклинило задние тормоза. Пришлось час подождать, когда остынут и разожмутся тормозные колодки. После этого удалось проехать 5 км - тормоза плохо, но работали. Еще через 10 км показалась заправка.

    Подъехав к колонке, Степан обнаружил, что тормоза отказали полностью.

    - Когда я приехал в Мурманск, машина была буквально при смерти. У нее практически не было подвески, она вся развалилась. Двигатель тоже еле дышал, масло текло. Чтобы привести мою "ракету" в порядок, нужно минимум 40 тысяч рублей. И я не могу сказать, что "копейка" - такая уж плохая машина. Фраза "не роскошь, а средство передвижения" - именно про нее. Для нее до сих пор достаточно легко достать нужные запчасти, она проста в обслуживании и ремонте. Чтобы устранять поломки, нужны крестовая отвертка, гаечный ключ на 13 и плоскогубцы. Расход бензина - 7-10 литров на 100 км. И для своего возраста в таком нелегком путешествии, занявшем восемь недель, она показала себя более чем достойно.

    Кстати

    Классика жанра

    • Первый ВАЗ-2101 "Жигули" сошел с конвейера в 1971 году.
    • Последний - в 1988.
    • Количество мест - 5
    • Объем двигателя - 1,2 л.
    • Мощность - 64 л.с.
    • Всего выпущено 4.850.000 машин.
    • Сегодня в Москве продается 86 таких машин по цене от 40 тысяч до 650 тысяч рублей в зависимости от состояния и года выпуска.
    Конкретно

    Советы от Степана Романчева

    1. Максимально подготовить автомобиль, не жалея времени и денег.

    2. Подготовить организм к нелегкой водительской работе. Перед тем как отправиться в путешествие, Степан прошел курсы массажа спины.

    3. Тщательно собрать аптечку, взять все необходимые лекарства и средства первой помощи.

    4. Приготовить набор качественных инструментов.

    5. Изучить предполагаемый маршрут. Как минимум выяснить, где могут быть наибольшие сложности с заправкой.

    6. Взять с собой надежного напарника.

    Поделиться