В Москве набирают популярность яхт-клубы. Где можно научиться управлять судном

В Москве и Подмосковье набирают популярность яхт-клубы: приобщиться к водной романтике и пойти под парусами там могут даже новички. Как убедились корреспонденты "РГ", в первые моменты от обилия терминов и тонкостей управления мозг вскипает. Но уже после стартового выхода на большую воду мы даже обычные веревки начали называть шкотами.
Взглянуть на Храм Христа Спасителя с борта собственноручно управляемой яхты - согласитесь, дорогого стоит.
Взглянуть на Храм Христа Спасителя с борта собственноручно управляемой яхты - согласитесь, дорогого стоит. / Аркадий Колыбалов

В яхт-клубах региона есть несколько вариантов обучения. Можно записаться на разовую прогулку, купить пакет "тренировка плюс регата" или поступить на полноценное обучение. Это один из самых дорогих видов спорта, цена разовой тренировки - 2,5-3 тыс. рублей. Для детей от 7 лет, как правило, продают абонементы на занятия: пять уроков - от 4500 рублей. А вот на дни открытых дверей в яхт-клубах можно прийти бесплатно, достаточно просто предварительно записаться. На первых порах стоит присмотреться: ваш ли вид спорта? Мы пробуем узнать это в одном из крупных яхт-клубов.

- Возьмите пару таблеток: могут пригодиться, - сразу советуют на ресепшене. Вначале и в самом деле может здорово укачать: даже на моторном катере иногда становится тяжело от постоянных колебаний волн. Еще гораздо ощутимее качка на паруснике.

Пробуем начать наши тренировки на яхте, в экипаже которой шесть человек. Таких же дилетантов, мечтающих погрузиться в другую среду. Каждый получает по спасательному жилету. "Если будете соблюдать элементарные правила, в воду точно не попадете, - улыбается наш шкипер Кирилл, который ходит на яхте с трехлетнего возраста. - Максимум ляжем парусом на волну".

При всей видимой простоте парусного судна освоить все его детали с первого раза точно не получится. Поэтому Кирилл, узнав, что мы ставим "сухопутное" ударение в слове "компас", а кто-то даже собирался "поплыть", а не "пойти" на яхте, предложил для начала распределить обязанности между членами экипажа.

- А всем хватит? - еще сомневается команда.

- А как же! - обрадовал Кэп. - Ни один матрос не сидит без дела дольше 15 минут.

Чтобы мы сразу поняли, в чем состоит азарт яхтенного спорта, Кирилл предложил устроить небольшое соревнование между гостями. Стартуем на нескольких яхтах с экипажами из новичков. Но шкиперы, конечно, опытные "морские волки". Пока идем к месту старта на моторе, Кирилл объясняет базовое устройство нашей яхты.

Корма, нос, левый и правый борта - все вроде бы понятно. А дальше - только гуглить, но уже поздно. Наше рабочее пространство между кормой и носом - кокпит. На мачте крепятся паруса. Тот, что впереди, - стаксель. Именно он ловит основной поток ветра и тащит яхту. Парус чуть позади - грот, он нужен для стабилизации движения и плюс вместе со стакселем разгоняет судно.

Вся эта "музыка" управляется, как бы сказал сухопутный человек, веревками, но на самом деле это и есть шкоты. Их нужно либо максимально тянуть на себя, либо, наоборот, сбрасывать - в зависимости от этого меняется конфигурация парусов... Честно говоря, многие из нашей команды настолько перегрузились знаниями, что решили: а, мол, в процессе разберемся!

И вот что из этого вышло...Первый же поворот показал, что мы забыли, где лево, где право. Часть команды оказалась не на том борту, и началось кренение. Мозгами понимаем, что нужно бы переместиться на другой борт, уравновесить все. Но попробуй еще сделай это на скорости. "Три точки опоры должны быть, - подбадривает Кирилл. - Тогда не упадете". Коллеги уперлись ногами, а мы брали руку каждого из них - вот и были достигнуты искомые три точки.

В первом заходе мы и дальше пару раз терялись. "Готовимся к повороту! Стаксель добавляем, гика-шкот не травим!" - командует шкипер. Парни на стаксель-шкотах как раз этот момент забыли, что значит "добавлять", и начали наоборот - травить, то есть сбрасывать натяжение шкота. Я, впрочем, будучи ответственным за гика-шкот, не заметил, как он слетел со стопора. Ну, в общем, на месте Кирилла я бы нас прибил. Но настоящий яхтсмен сердится только на тех, кто не хочет учиться.

Яхт-клубы в Москве и ближнем Подмосковье легко найти, вбив запрос в "Яндексе". Если вы хотите стать шкипером, то предстоит пройти нелегкий путь: теоретический курс и многочасовую морскую практику. Стоить это будет от 95 тыс. рублей, такой курс есть, например, в "Парусной академии". Академический центр находится у метро "Кутузовская", а базы для отработки навыков - в Строгино и в Болтино под Мытищами. Шкиперы получают профессиональные свидетельства, позволяющие арендовать яхты в любой точке мира

Конкретно

Сколько стоит приобщение к яхт-спорту

Вы можете выбрать несколько вариантов, чтобы понять, ваша ли вообще эта стихия. Например, в среднем за 2,5 тыс. рублей можно записаться на ознакомительную прогулку под парусом. Это круизный яхтинг без стрессовых ситуаций, больших скоростей и лавировки.

Вторая возможность - регата в составе экипажа. Здесь гораздо больше азарта, стоимость - 7 тыс. рублей за день.

Наконец, можно попробовать пройти базовую программу для новичков. Практический курс рассчитан на месяц. За время занятий ученики проводят 20 часов на воде и узнают азы управления яхтой, примерная стоимость - 20 тыс. рублей.