17.08.2022 22:45
    Поделиться

    Литва готова сделать исключение для оплаты калининградского транзита, но с оговорками

    Литва заявила о возможном возобновлении приема платежей за транзит между основной частью России и Калининградской областью в "исключительных случаях". При этом понятие исключительности прибалтийские соседи не уточнили, а республиканские банки потребовали от правительства Литвы госгарантии на проведение операций с российскими счетами.

    Для калининградцев уже стала привычной ситуация, когда одну транзитную проблему решают, а литовская сторона тут же подкидывает другую. Отказ банков прибалтийской республики от работы с российскими счетами стал последним нововведением. С 1 сентября 2022 года они прекращают все операции с клиентами из России, что приведет к невозможности оплаты грузового транзита между Калининградской областью и основной частью страны. Хотя Еврокомиссия прямо заявила о том, что подобные транзакции не нарушают санкционный режим, установленный Евросоюзом.

    После такого заявления минтранс Литвы обратился к кредитным организациям страны с просьбой найти возможности для оплаты транзита российских грузов в Калининград. Однако прибалтийские чиновники тут же сделали оговорку, что окончательное решение по транзитным платежам не зависит от государственных органов, а принимается банками отдельно по каждому конкретному случаю. И дескать это решение литовских банков является полностью самостоятельным и основанных на их представлениях о возможных рисках... Круг замкнулся.

    В правительстве Калининградской области подчеркнули, что готовы к любому варианту развития событий.

    - На транзит решение коммерческого банка Литвы никак не повлияет. Все счета за грузоперевозки между основной частью России и Калининградской областью, как и прежде, выставляются и оплачиваются в евро, - прокомментировал ситуацию руководитель пресс-службы правительства региона Дмитрий Лысков.

    Причем сухопутную грузовую логистику эксклава готовы переориентировать на море. Сегодня по морским линиям, связывающим регион с Ленинградской областью и Санкт-Петербургом, ходят восемь судов. В сентябре их количество увеличат до девяти. Однако для полной передислокации грузопотока понадобятся 22 парома и сухогруза.

    Калининградский же бизнес такие перспективы не радуют. По словам предпринимателей, срок доставки санкционного металлопроката в эксклав уже увеличился до трех месяцев, а логистические затраты в отдельных случаях выросли вдвое. По словам гендиректора "Балтийского металлообрабатывающего кластера" Олега Чернова, морская доставка добавляет 20-30 процентов к себестоимости заходящего в область товара.

    Впрочем, от действий правительства Литвы пострадал и свой бизнес. Так, например, у литовского завода по производству удобрений возник дефицит аммиака. Цех для его добычи находится в России, в нескольких километрах от эстонской границы. Но как его доставить в Литву? Член правления компании Йонас Дастикас горько заметил, если проблема не будет решена, то производство остановится: "Мы, Литва, бежим впереди паровоза и жертвуем собой - такова наша политика".

    Поделиться