Входит сюда и полигон в станице Полтавской. Это центр Красноармейского района и рисовая столица Кубани. На окрестных землях выращивается 40 процентов отечественного риса, поэтому станица со всех сторон окружена заливными полями - рисовыми чеками. И теперь ядовитая жижа с полигона стекает в оросительные каналы, а мусор разлетается по полям и огородам. До ближайших огородов - метров 600, чуть дальше - в километре, расположена школа: ученики закрывают окна, если ветер дует со стороны свалки. "У нас тут раньше птицы пели и лягушки квакали, а теперь даже черти не водятся", - возмущаются местные жители.
Котлован для складирования здесь вырыли еще в "лихие 90-е". Сначала свалка была стихийной, потом у нее появился хозяин - муниципальное предприятие "ЖКХ" Красноармейского района. В бытность главы района Юрия Васина (он и сейчас возглавляет муниципалитет) в лизинг были приобретены мусороуборочные машины, вместе с которыми в 2010 году предприятие стало частным. Его хозяином стал ... родной брат мэра Владимир Васин. Ну а дальше события стали развиваться по известному сценарию: частник заключил договоры на поставку мусора из соседних районов, хотя полигон был совсем для этого не приспособлен: не имел водоупорных слоев и подложек, находился прямо среди рисовых чеков, а подвоз мусора осуществлялся круглосуточно прямо по станичным улицам. Кроме того, у сооружения отсутствует санитарно-защитная зона, у него нет сортировки, а при хранении и пересыпке мусора никто не соблюдает технологические регламенты...
Спросите, а где был Роспотребнадзор? А ему просто утерли нос. По заявлению собственника, в реестре особо опасных объектов каким-то чудесным образом были изменены координаты полигона. И его сотрудники проверяли объект по другому, несуществующему адресу, где, естественно, не находили никаких нарушений.
Правда, это Владимира Васина не спасло: свой бизнес он был вынужден уступить крупной частной московской фирме "Экотехпром". Получив статус регионального оператора в Краснодарском крае, она теперь работает в этой зоне, обслуживая, в том числе, Полтавскую. И что изменилось? Если коротко, один внешний вид. Полигон обнесли забором, который должен "предотвращать разлезание мусора" по окрестным полям и огородам, и перекинули мост через канал. Все это сооружено без проектов и согласований и выглядит как-то убого... Однако переполненный и несоответствующий никаким стандартам полигон продолжает принимать ТКО сразу из нескольких кубанских районов. А в прошлом году его хозяева даже замахнулись принимать мусор из Белореченской зоны, где складировались отходы еще из пяти муниципалитетов. Остановил их лишь активный протест местных жителей, которые требуют теперь вообще закрыть полигон.
Подобная "полтавская битва" развернулась и в Белореченске. Это город с 50 тысячами жителей. С одной стороны его подпирает полигон для твердых коммунальных отходов, с другой - крупный химический завод. Полигон открыли в 2017 году в трех километрах от города. С тех пор сюда привозят отходы из пяти районов Кубани, включая Сочи. Но полигон создавали для хранения уже отсортированных и не гниющих отходов. Однако мусор везут единым "комом"... В итоге попавшие в "розу ветров" жители постоянно страдают от зловонного запаха. Усложняет ситуацию и то, что объект построили с технологическими нарушениями. Власти обещали открыть вторую очередь полигона, перенеся его в более подходящее место. Но до сих пор так и не приступили к строительству.
Впрочем, специалисты утверждают, что складирование отходов не спасет край. Надо безотлагательно кардинально менять систему работы с отходами на местах (раздельный сбор и сортировка мусора) и строить современные мусороперерабатывающие комплексы. Но вместо этого кубанские чиновники продолжают с помпой открывать новые свалки! И мне трудно не согласиться с председателем общественной организации "Российская зеленая лига", членом экспертного совета по особо охраняемым природным территориям Краснодарского края Евгением Витишко.
- Мусорная реформа, пока кроме увеличения тарифов и ухудшения качества вывоза с контейнерных площадок, а также ухудшения контроля за состоянием мест размещения ТКO, ничего не принесла, - говорит он. - На фоне постоянных обещаний власти региона, что вот-вот появятся предприятия, которые серьезно займутся глубокой переработкой отходов, появляются только переполненные свалки, которые вызывают народные протесты. Чтобы изменить ситуацию, власти нужно, наконец, перейти от слов к делу, руководствуясь интересами жителей, а не бизнесменов, движимых исключительно интересами личного обогащения.