17.08.2022 08:15
Поделиться

В Башкирии появились новые виды мошенничества

Изобретательность современных Остапов Бендеров поражает. Умело пользуясь ситуацией, будь то пандемия или санкции, они придумывают новые способы обмана честных граждан. Что они из себя представляют и как избежать расставленных аферистами сетей, разбирался корреспондент "РГ".
Мошенники каждый раз придумывают новые схемы для обмана своих жертв.
Мошенники каждый раз придумывают новые схемы для обмана своих жертв. / Петр Коннов/РГ

По данным пресс-службы МВД по Башкирии, в республике за первые шесть месяцев 2022 года зарегистрировано более 3100 случаев мошенничества. Большинство из них - с использованием телефонов, компьютеров и банковских карт. При этом 39% IT-преступлений приходится на Уфу, 24% - на крупные города, около 36% - на сельские районы.

Значительная часть граждан до сих пор попадается на такие традиционные схемы мошенничества, как "Ваш сын или внук попал в полицию", "На вас пытаются оформить кредит/С вашего счета хотят снять средства" и так далее. Новые же методы обмана связаны с актуальной новостной повесткой.

Безопасных счетов не бывает

Как рассказал "РГ" заместитель управляющего Отделением-Национальным банком по РБ Банка России Наиль Габидуллин, с введением первых санкций со стороны западных стран аферисты начали активно использовать тему отключения российских банков от SWIFT. Они говорили (и продолжают говорить) своим жертвам, что все карты скоро будут заблокированы, а деньги со счетов пропадут, грядет "дефицит" наличных средств, в том числе валюты. Якобы единственный шанс спасти свои сбережения или снять их без проволочек - перевести на специальный "безопасный счет" либо внести счет в особый список, который не позволит заблокировать карту и т.д. Всего-то и надо сказать звонящему незнакомцу персональные данные, номер счета, коды... и в конце концов остаться без средств к существованию.

- Под этими предлогами аферисты выпытывают реквизиты карт, а получив секретную информацию, обнуляют карточные счета, - рассказывает Наиль Габидуллин.

По словам эксперта, тема со "спасением" своих кровных путем перевода их на некие "безопасные спецсчета" очень популярна. Притом чаще всего жертвы делают это добровольно, находясь под эмоциональным воздействием. Так, к примеру, уфимка, поддавшись уговорам мошенников, в течение месяца перевела на более чем 200 счетов 7,8 млн рублей. Началось все со звонка мужчины, представившегося сотрудником Центрального банка России. Он убедил пенсионерку, что на нее аферисты пытаются оформить кредит под залог квартиры, и, чтобы этого не случилось, нужно самой взять кредит. Женщина так и сделала, а потом перевела 255 тысяч рублей на счета, которые назвал незнакомец. После этого мошенники убедили пожилого человека продать две квартиры и перевести вырученные средства на "безопасные спецсчета". Пенсионерка слишком поздно поняла, что ее обманули.

А вот житель Нефтекамска лишился 600 тыс. рублей, выдав секретные коды. Сначала ему позвонили якобы из МФЦ, сообщили, что на его имя пришло письмо, для открытия которого необходимо продиктовать поступивший на телефон код. Мужчина подчинился, а вскоре ему позвонили из "банка", заявив, что получившие секретный код мошенники оформили на его имя кредит. Для аннулирования займа якобы нужно сообщить еще один код из СМС. Нефтекамец поверил. И вскоре на его телефон пришло уведомление об оформлении кредита и списании со счетов всех денег.

- Важно помнить, что ни Банк России, ни коммерческие кредитные организации никогда не попросят вас назвать по телефону реквизиты банковской карты, пин-коды, коды подтверждения операции из СМС. Когда банк замечает сомнительный платеж или перевод со счета, с вами связываются лишь для того, чтобы подтвердить или отклонить операцию. Конфиденциальные данные для этого не требуются. Настоящие сотрудники банков не посоветуют перевести деньги на "безопасные спецсчета", ведь последних просто не существует, - говорит Наиль Габидуллин.

Осторожнее с VPN

Для обмана более продвинутых граждан аферисты придумали схему с использованием VPN-сервисов, которые дают возможность посещать заблокированные сайты.

- Мошеннические финансовые компании убеждают потенциального клиента переходить на их сайт только через VPN - якобы это необходимо для специального шифрования данных и безопасного соединения. На самом деле этот факт должен насторожить. Стоит проверить организацию на сайте Банка России: имеет ли она лицензию и работает ли легально, - советует эксперт.

Кроме того, в интернете появились фейковые мобильные приложения некоторых крупных банков, внешне практически неотличимые от оригинальных. Ссылки на их скачивание иногда появляются даже в приложениях реальных магазинов, которые не всегда успевают отследить фальшивки. Как отметили в региональном отделении нацбанка, если человек загрузит поддельное приложение и введет свои данные, аферисты получат доступ к его настоящему онлайн-банку. Приложение также может оказаться вирусом, с помощью которого преступники взломают и другие мобильные банки пользователя и смогут украсть деньги со счетов.

Часто мошенники предлагают гражданам заработать путем инвестирования. Так, рабочий из Уфы вложил в "биржу" более 1,5 млн рублей, а когда попытался их вывести, ему выставили счет за услуги брокера, страховку и налоги в млн рублей, а затем брокер запросил еще 200 тыс. за оформление документов. Только после этого мужчина понял, что его обманули и обратился в полицию. А вот жительница Давлеканово, желая обогатиться на инвестициях, даже оформила заем в миллион рублей.

Виртуальный заем

Но одно дело, когда сам берешь кредит, другое - когда его на твое имя оформляет кто-то другой. Так, две жительницы Октябрьского, проверяя свою кредитную историю, случайно узнали, что на них висят займы, оформленные через интернет в микрофинансовых организациях, хотя никаких документов они не заполняли и денег не получали.

Как отметила представитель полиции города Октябрьского Лейсан Атнагулова, чтобы не стать жертвой таких мошенничеств, следует ограничить размещение личной информации в сети: фотографий, видео и сведений о родных и близких. Не указывать номер телефона, адрес, дату рождения и в интернете использовать временную сим-карту и выдуманное имя либо пользоваться услугой "второй номер". И почаще менять свои пароли для учетных записей.

Кажется, что обычный гражданин должен все учесть и быть крайне осторожен, а как же банки? По словам Наиля Габидуллина, Банк России разрабатывает ряд инициатив для борьбы с финансовыми мошенниками.

- Для защиты обманутых граждан планируется внедрить механизм возврата перевода, даже если тот сделан добровольно. Суть в том, что номера счетов, телефонов и IP-адреса злоумышленников попадают в спецбазу Банка России и передаются коммерческим банкам. Если они не учтут этот момент при отправлении платежа, то будут обязаны вернуть клиенту все похищенные средства, - рассказывает Наиль Вакилевич. - Кроме того, предлагается на два дня приостанавливать переводы по счетам, информация о которых содержится в этой базе, то есть у человека будет время, чтобы передумать. Уже сегодня банки могут при выявлении нетипичных операций приостанавливать дистанционный доступ к управлению счетами. Возобновить его можно только после личного посещения банка.

А с 1 октября этого года граждане смогут сами ограничивать и даже полностью запретить онлайн-операции по личным счетам. Самозапрет на дистанционные операции особенно актуален для пожилых граждан. Для этого достаточно будет направить заявление в свой банк.

Полезная книжка

Как вычислить злоумышленников:

- Если на вас выходят сами, значит, что-то от вас нужно.

- С вами говорят о деньгах: предлагают перевести деньги на "безопасный счет", оплатить "страховку для получения кредита" или "очень выгодно" инвестировать сбережения.

- Просят сообщить данные (карты, коды из банковских уведомлений).

- Выводят из равновесия, пытаются вызвать сильные эмоции ("Ваш онлайн-банк взломали!"), оказывают давление, торопят.