17.08.2022 15:22
    Поделиться

    На Урале на треть вырос спрос на профессиональные онлайн-курсы

    Чтобы быть востребованным на рынке труда, многие начинающие карьеру и опытные специалисты проходят курсы дополнительного профобразования (ДПО). Ведь за счет этого можно повысить не только квалификацию, но и стоимость своих услуг для работодателя или клиентов. В 2021 году траты россиян на обучение в интернете впервые оказались выше, чем в офлайн-сегменте - на 12 миллиардов рублей. В Свердловской области тенденции те же: по данным "Авито Услуг", в первом полугодии 2022 года спрос на программы ДПО здесь увеличился на 32 процента к январю-июлю 2021-го.

    Правда, федеральные эксперты, оценивая рынок онлайн-образования (EdTech) в России, предсказывают ему падение - впервые за последние два года. Выручка крупнейших игроков в этом сегменте за второй квартал уже уменьшилась на 13 процентов, что связано с разными факторами, от снижения платежеспособности населения до ухода зарубежных площадок. Но часть направлений не пострадала, допустим, подготовка к сдаче ЕГЭ.

    Есть платформы, предоставляющие свободный доступ к курсам по soft skills и даже по языкам программирования

    - Если сравнивать первые два квартала 2021-2022 годов, выручка нашего бизнеса выросла на 25-30 процентов, потому что сегмент дополнительного школьного образования стабильно растет. В одном из недавних исследований, которое мы провели, только 17 процентов респондентов заявили, что будут на этом экономить, - поясняет гендиректор и основатель образовательной компании MAXIMUM Education Михаил Мягков.

    По его словам, родители и подростки также проявляют большой интерес к изучению английского языка и программирования. Это подтверждает ведущая языковых курсов в онлайн-формате Татьяна Носова, которая преподает более 20 лет. Пятая часть ее студентов - жители Урала. В основном английский изучают те, кто так и не смог его усвоить в школе либо кому срочно требуется разговорный навык для переезда или трудоустройства.

    - Спрос увеличился на фоне социальных изменений, как и потребности аудитории. Она выбирает короткие курсы, чтобы прокачать говорение или грамматику, обращаясь к частным преподавателям. Дело в том, что языковые школы применяют общую методику для всех, а репетиторы - индивидуальную. Например, я использую героев выдуманной страны, чтобы научить строить предложения, - делится опытом предпринимательница.

    В пресс-службе "Авито" добавляют, что общее количество курсов в Свердловской области выросло по отношению к прошлому году на 19 процентов. Половину объявлений о своих услугах в сфере допобразования размещают частные специалисты, 43 процента - компании малого и среднего бизнеса. Так, оказались весьма востребованы программы ДПО для экскурсоводов и гидов-переводчиков, которым с этого года необходимо пройти обязательную аттестацию.

    - Мы реализовали проект совместно с Уральским союзом экскурсоводов и гидов, областным фондом поддержки предпринимательства и получили 200 заявок. Первые два потока рассчитаны на действующих сотрудников отрасли. Многие из них не имеют образования по специальности, несмотря на большой опыт работы. Также мы хотим запустить онлайн-курс для гидов из других регионов, - говорит директор УКБ "Альянс" Ольга Мирошник.

    Весной переобучение завершили более 50 человек, в сентябре запустят следующий поток в смешанном формате. Среди выпускников программы - госслужащая Юлия Назарова, которая пришла на курс ради смены профессии. Она проводит экскурсии с 2013 года и сейчас планирует сделать эту работу основной. Кстати, для участников программа бесплатная - ее финансирует региональное министерство инвестиций и развития.

    Среди лидеров по направлениям обучения для взрослых - IT-профессии: треть респондентов собираются выучиться на аналитика данных, проджект-менеджера или программиста, судя по опросу "Авито Услуг". Это связано с высокими доходами в IT-сфере, дефицитом таких кадров на рынке труда и тем, что их подготовку стимулируют на государственном уровне. В том числе привлекательно обучение на стыке цифровых и творческих навыков.

    - Еще в вузе я прошла первый онлайн-курс на российской платформе GetCourse - по продвижению в соцсетях. Это помогло мне работать в маркетинговом агентстве, затем стать контент-менеджером. А сейчас я решила освоить веб-дизайн, так как у меня хорошо получается делать рекламные макеты. На этой программе учат не просто оформлять аккаунты, но и создавать сайты, - рассказывает Татьяна Селезнева.

    К слову, стать веб-дизайнером можно всего за пару месяцев и параллельно с учебой брать заказы, чтобы оттачивать мастерство. Татьяна уже сотрудничает с контрагентами на фрилансе, в качестве самозанятой. Однако важно учесть, что если средняя цена образовательных услуг в регионе - от 3000 рублей, то профессиональный курс по веб-дизайну стоит в десять раз дороже.

    Хотя есть и другие варианты. Так, на платформе "Открытое образование" предоставляют свободный доступ к курсам по soft skills и даже по языкам программирования. Как отмечает директор Центра развития онлайн-обучения УрФУ Александра Кузьмина, большим спросом пользуются программы по цифровым компетенциям, навыкам коммуникации. После ухода из России образовательного ресурса Coursera, где вузы тоже размещали свои онлайн-курсы, спрос только усилился.

    Бесплатно получить новую профессию с дипломом о переквалификации можно также по программе Минтруда России "Содействие занятости". В Свердловской области в ней участвуют такие вузы, как УрФУ, Уральский институт управления РАНХиГС. Одна из участниц проекта Инга Яранцева месяц назад прошла онлайн-курс по продажам на маркетплейсах.

    - Я подала заявку как неработающая женщина с детьми до семи лет, чтобы узнать, как продвинуть свой товар. В прошлом году начала изготавливать шоколадные открытки в подарок, но предлагала их клиентам в основном через соцсети, - рассказывает она. - Курс поможет мне выбрать и формат ведения бизнеса: по условиям договора с организаторами до ноября я должна трудоустроиться либо оформить ИП или статус самозанятой.

    Аудиторией онлайн-курсов зачастую становятся люди с неоконченным высшим образованием и выпускники университетов. По данным "Нетологии" и Data Insight, таких 55,9 процента. Среди них большинство хочет пройти экспресс-обучение и быстро начать использовать новые навыки в работе.

    Поделиться