17.08.2022 15:27
    Поделиться

    Кинематографисты и промышленники Урала договорились о сотрудничестве

    На первом кинофестивале дебютных фильмов Евразии "Одна шестая" прошла дискуссия о том, чем могут помочь друг другу российская промышленность и киноиндустрия. В разговоре приняли участие представители кинобизнеса, уральских предприятий и Минпромторга РФ. Как оказалось, все стороны в сотрудничестве заинтересованы. Но взаимных вопросов и даже претензий тоже немало.
    Промышленники надеются, что в программе второго кинофестиваля "Одна шестая" появятся фильмы об уральских заводах.
    Промышленники надеются, что в программе второго кинофестиваля "Одна шестая" появятся фильмы об уральских заводах. / Татьяна Андреева/РГ

    Кино и люди

    - Мы хотим, чтобы два мира - людей труда и кинематографистов - начали понемногу сходиться. Чтобы вы узнали, что мы живые люди, нам интересно то, что вы делаете. Нам не хватает классных историй, - объяснил свой интерес к теме режиссер, замдиректора Свердловской киностудии Евгений Григорьев.

    Советские киножурналы, которые показывали перед художественными фильмами в кинотеатрах, а также бесчисленные производственные драмы - все это когда-то создавало романтический ореол вокруг человека труда. Героями нового времени стали совсем другие персонажи. Заводчане не зря сетуют на отсутствие кино, которое показывало бы современное производство. Речь не о старых фильмах, где измазанные копотью рабочие совершают трудовые подвиги. Нужно показать, например, чистые и автоматизированные цеха, где есть место творческому поиску, где можно построить успешную карьеру. Это, по словам руководителя направления брендинга и продвижения группы СВЭЛ Дарьи Зубовой, очень помогло бы привлечь на предприятия молодежь.

    Ведущий продюсер документального кино онлайн-кинотеатра Kion Ангелина Ашман заметила, что интерес к "производственным" фильмам есть и у интернет-аудитории, и у организаторов фестивалей. С реальными героями, серьезным и честным подходом такие документалки получаются действительно интересными.

    Как попасть за проходную

    Евгений Григорьев предложил промышленникам сообщать кинематографистам, готовым фиксировать историю страны, о важных событиях на предприятиях. И, конечно, пускать их в цеха, давая свободу для творчества.

    - Мне часто говорят: "заброшку" снять проще, чем работающее производство. И декорациями фильмов становятся заводы, которые доступны, - заметил режиссер.

    Вот мы и видим на экранах черные стены и разруху вместо современной индустрии. Ангелина Ашман поделилась своим опытом: если договариваться о съемках с владельцами бизнеса, у вас будет совершенно другая степень доступа. Но как добиться встречи с такими людьми? В этом обещал помочь Илья Мельников, начальник отдела корпоративного контроля департамента стратегического развития корпоративной политики Минпромторга России. Он согласен: чтобы захотелось снять фильм о заводе, туда нужно попасть, погрузиться в среду.

    - Речь идет не о госзаказе, а о творческом видении кинематографистов, - уточнил он. - Мы нацелены помогать вам, открывать двери. Мы находимся сейчас на начальной стадии большой системной работы.

    Производственный цикл

    Евгений Григорьев вспомнил о фильме про Уралмашзавод, который он видел: "Это была увлекательнейшая документальная производственная драма. Потрясающий материал: люди на твоих глазах что-то создают, преодолевая проблемы". Элла Бидилеева, руководитель уралмашевского пресс-центра, опасается, что работа над таким фильмом может затянуться: только цикл изготовления карьерного гидравлического экскаватора, не считая разработки и испытаний, занимает год! А гигантские трансформаторы, которые выпускает СВЭЛ, делают иногда по три года, подтвердила Дарья Зубова.

    Киношники успокоили: работа над документальным фильмом тоже продолжается от года до трех, так что "длинные" проекты не проблема. Главное - в центре повествования должны оказаться не машины, а люди.

    "Заброшку" снять проще, чем работающее производство. И декорациями фильмов становятся заводы, которые доступны. Вот мы и видим на экранах разруху вместо современной индустрии

    А еще для всех важно, чтобы у такой совместной работы был результат.

    - Получают грант, приходят к нам снимать фильм. Мы готовим людей, освобождаем их от работы. Проходит время, мы ждем, а фильма нет. И ведь так было не один раз, это тренд. Такие истории вызывают вопросы у руководства, - поделилась печальным опытом Элла Бидилеева.

    По словам специалистов, продюсерская концепция в числе прочего описывает и дистрибуцию: у создателей фильма изначально должно быть представление, какой из интернет-платформ он будет интересен. Участники разговора сошлись во мнении: смонтированный материал, даже если он не заинтересовал кинотеатры и фестивали, должен быть со временем выложен в свободный доступ. Такое условие нужно прописать изначально, выделяя грант.

    А где вообще найти деньги на не самые кассовые производственные ленты?

    - Существует субсидирование кинопроизводства. Любой человек может собрать нехитрый пакет документов и подать заявку в минкульт. Эксперты ее изучат и, если поверят, порекомендуют министерству поддержать проект. Выделяют 70 процентов от просчитанного бюджета - это невозвратные деньги, а 30 процентов ты должен найти сам, - объяснил Евгений Григорьев.

    Фильмы о промышленности, за которые ратует минпромторг, будут финансироваться по такой же схеме, через минкульт. Но, думается, в упомянутые 30 процентов могли бы вложиться и промышленники, для которых такое кино - не прямая, но все-таки реклама.

    Первые результаты "сближения миров" участники дискуссии надеются увидеть уже через год, на втором фестивале "Одна шестая".

    Тем временем

    И еще одно сближение, международное, произошло на фестивале в Екатеринбурге: подписан меморандум о сотрудничестве между Свердловской киностудией и "Кыргызфильмом". Национальную киностудию азиатской республики на церемонии представлял ее генеральный директор Акжол Бекболотов, Свердловскую - генеральный директор Виктор Шадрин. Кинематографисты двух стран рассчитывают на разработку совместных проектов, взаимное продвижение, продюсерское и производственное партнерство. Акжол Бекболотов заинтересовался также уральским опытом в сфере креативного образования.

    Поделиться