Задача - не раскручивать отдельный бренд, а создать целую систему их продвижения, считает политолог, руководитель Экспертного клуба Свердловской области Анатолий Гагарин. Хотя без особого внимания к отдельным "звездам" все же не обойтись.
- Еще в 2018 году Институт гуманитарных проектов проводил исследования по брендингу регионов УрФО. В Свердловской области лидирующую роль занял тогда Павел Бажов. Помимо него были и другие бренды - например, представители уральского рока "Агата Кристи", "Наутилус-Помпилиус", команда КВН "Уральские пельмени" и т. д. В список входил и Большой Шигирский идол, но тогда он не был так раскручен. Напомню: это уникальный артефакт, который насчитывает 11,5 тысячи лет. Недавно на заседании Совета неравнодушных в Екатеринбурге была презентована концепция продвижения этой самой древней в мире деревянной скульптуры. Надо помочь новой идее выкристаллизоваться совместными усилиями, - заявил Гагарин.
Новая концепция Евгения Потапова, Дмитрия Москвина и их единомышленников уже успела удивить уральцев. Она называется Shigir Universe (Вселенная Шигира) и включает шесть направлений (каждое из них тоже в английской транскрипции).
- Shigir Ekb - это все, что связано с брендингом территории, Shigir Science - наука по исследованию торфяников, Shigir Museum - это презентация всей шигирской коллекции (в запасниках музея уже 3000 экземпляров), создание для этого отдельного музейного комплекса, в котором можно будет провести весь день, - перечисляет Потапов.
Но это еще далеко не все "шигиры". Так, направление Shigir Art подразумевает в том числе создание 3D-модели скульптуры для стимулирования творчества и создания новой истории. Shigir World - продвижение в мире. И, конечно, особо важен Shigir Business - элемент брендинга, который делает историческое достояние доступным для любого предпринимателя с точки зрения использования для развития туризма, производства сувениров и т. д.
Но почему же все это, извините, не по-русски? Английская версия коробит многих. Потапов объясняет, что концепция не замыкается на России. Если уральцы хотят сотрудничать с Индией, Китаем, Пакистаном, главным языком коммуникаций должен быть именно английский. Но с его подходом согласны не все.
"Шигир" вообще звучит странновато, впрочем, привыкли же уральцы к ломаному чужеродному "Урал Опера Балет"… И все же почему знаменитый артефакт потерял ключевое слово, по которому его сразу можно идентифицировать? По мнению Потапова, слово "идол" сформировалось за последние сто лет, и это всего лишь наша личная оценка антропоморфной деревянной скульптуры. К тому же, говорят, против этого слова выступает православная общественность. Но, если рассуждать логически, 12 тысяч лет назад Урал населяли язычники. Впрочем, в итоге авторы идеи признали, что право выбора должно быть за всеми уральцами.
Пока решается судьба названия, разработчики уже готовятся включить артефакт в программу празднования 300-летия Екатеринбурга, которое состоится через год. Это обещает принести городу неплохую прибыль, особенно если каждый посетитель, увидев коллекцию, приведет знакомого.
Возможно, вскоре у Шигирского идола даже появится свой сайт и каналы в соцсетях. Сейчас разработчики концепции проводят вместе с музеем юридическую экспертизу: ищут простой алгоритм, который позволит предпринимателю быстро получить разрешение на создание брендированного продукта - открыток, наклеек и так далее. Прозвучало даже предложение о выпуске пива "Шигир". Однако пока в отношении артефакта действует несколько федеральных и областных законов, и для получения разрешения нужно собрать большой пакет документов.
Разработчики, впрочем, уверяют, что продвигают не самого идола, а через него Екатеринбург и Свердловскую область. Это принципиально важно.
- Шигир не будет "нашим всем", это лишь один из кейсов, - подтверждает Анатолий Гагарин.
На Урале немало и других проектов "моделирования брендов", например "Мариинские избы" или "Лето на заводе". Однако если первое начинание в русле симпатичного деревенского туризма - инициатива частного предпринимателя (хотя пока и не приносит дохода), то новая жизнь старинного завода в Сысерти стала возможна только благодаря грантам. Проект развивается, но что будет, если бюджетный ручеек иссякнет?
Без поддержки государства серьезно заниматься брендированием нельзя, но настоящий успех возможен только при системном подходе к продвижению региона, считают специалисты. А в Свердловской области в этой сфере много лет нет никакого прорыва, сетуют они. Государство должно создать систему: будет река - и потоки в нее вольются, ведь тогда в процесс включатся бизнес, муниципалитеты, местное сообщество. У многих регионов России нет такой истории, такого богатства потенциальных брендов, как на Среднем Урале, но они ушли намного дальше. Взять успех Тюменской области, в которую в 2016 году приехало 1,9 миллиона туристов, а в 2019-м - уже более трех миллионов. Там стратегия направлена на продвижение не отдельных брендов, а региона в целом. На Алтай ежедневно летают три самолета из Москвы, большинство пассажиров - туристы, констатируют эксперты.
Они подчеркивают, что главные задачи власти в этой сфере - развитие инфраструктуры и создание общей стратегии. Но ее можно выработать только вместе, с участием экспертного сообщества и представителей власти, пока же они чаще "существуют параллельно". Обозначенные таким образом приоритеты должны учитываться при формировании бюджета на развитие туризма. Тогда, возможно, уральцам удастся повторить успех Тюмени и Тобольска. Грамотная стратегия, успешная тактика (здесь был снят фильм "Тобол" по роману Алексея Иванова, построен новый аэропорт) - и четырехсотлетний Тобольск стал ярким турмаршрутом федерального масштаба. Без всякого "именного" пива.