Чтобы понимать, много это или мало, достаточно сказать, что весь внешнеторговый оборот УрФО в первом полугодии составил девять миллиардов долларов, импорт - четверть от этой цифры.
- Фактически возможность ввоза без согласия правообладателя открылась с 7 мая, но декларации пошли только в июне, - комментирует цифры начальник УТУ Алексей Фролов.
В России параллельный импорт был запрещен с 2002 года. Владелец торговой марки мог потребовать от нарушителя выплатить компенсацию до пяти миллионов рублей, а также снять товары с продажи. В 2022 году это экономическое явление снова легализовали, чтобы возместить возможный дефицит на рынке. Первый список, составленный минпромторгом, состоял из 56 групп, представленных как брендами, так и кодами номенклатуры внешнеэкономической деятельности. С того момента в него уже несколько раз вносились изменения, последние - 4 августа: список дополнили реагенты для медицинского оборудования, автомобильные масла, радиоэлектроника. Зато оттуда убрали ткани, пряжу, химические нити и волокна, так как аналогов такой продукции достаточно в России и дружественных странах.
Если массового потребителя больше волнует, не останется ли он без популярных гаджетов, то у промышленников другие заботы. В частности, как подтвердить оригинальность сложного технического товара?
- Поставщику придется заново проходить все процедуры из-за изменения сведений о ввозимой продукции, в том числе подтвердить на таможне страну происхождения, качество. Ему стоит озаботиться получением как минимум копий договоров и сертификатов изготовителя, подтверждающих легальность производства и ввода товара в оборот за пределами России. Эти же документы он должен предоставить покупателю, - объясняет юрист, патентный поверенный Евгений Дедков.
Другая проблема, связанная с параллельным импортом, - риск роста числа подделок. Маловероятно, конечно, что кто-то повезет самопальный станок ценой в несколько миллионов, но без ремонтов и техобслуживания точно не обойтись. А если это станок с ЧПУ, то перепрограммировать без оригинального софта просто не получится. По мнению минпромторга, сервис должен брать на себя импортер. Потребительский рынок отреагировал быстро: торговые сети, входящие в Ассоциацию интернет-торговли, заявили, что будут сами обслуживать технику, которую продают. Рискнет ли кто-то поступить аналогично в промсекторе?
- Ответственность за качество несет продавец вне зависимости от того, на каких условиях ввезен товар. Однако если раньше он нередко имел сервисную поддержку производителя, то сейчас ее нет, - уточняет Дедков. - В случае поставки продукции через другие страны ЕАЭС потенциально сохраняется возможность воспользоваться ремонтом от производителя там, хотя это сопряжено с дополнительными трудностями. Поэтому в договоре должно быть обязательное условие, предусматривающее исполнение гарантийных обязательств непосредственно продавцом либо уполномоченным центром. Количество договоров зависит от способа продажи "железа" и условий распространения ПО к нему.
Пока уральскому бизнесу везет: разрешение правообладателя отсутствовало всего в двух таможенных декларациях: у ушедших производителей остались здесь представительства либо действующие разрешения. Но означает ли это, что споры о товарных знаках вообще прекратятся?
- Нет, но их предмет претерпит изменения, - уверен Евгений Дедков. - Если импортируемые товары введены в оборот за границей и входят в утвержденный Минпромторгом РФ перечень, их ввоз, а также использование размещенных на них товарных знаков является законным. Естественно, при соблюдении импортерами и продавцами остальных требований. В отношении товаров вне списка ничего не изменилось. К тому же изменение порядка ввоза не означает отказ от защиты правообладателей. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы рынок не захлестнул контрафакт.
Вячеслав Ярин, министр международных и внешнеэкономических связей Свердловской области:
- Сформирована база заявок предприятий. В нем комплектующие и материалы для производства высокотехнологичной продукции. В 2021-м этой номенклатуры завезли на миллиард долларов. Более трети - из Китая, с которым давно отработаны все цепочки. Кроме того, КНР предлагает продукцию по всем группам высокотехнологичных товаров, в отличие от стран ЕС. Прогнозируем, что китайские, индийские и турецкие товаропроизводители почувствуют конъюнктуру российского рынка. Идут интересующие нас товары и из Белоруссии, Казахстана.