Впрочем, в районе многие не считают Светличного коррупционером, да и сам он вину не признает. Заявляет, что уголовное дело против него - банальная месть тех, кого он, будучи главой, отлучил от бюджетной кормушки. В неоднозначной ситуации попытался разобраться корреспондент "РГ".
По материалам дела, в 2019 году глава Целинного района Иван Светличный без согласования с районной Думой получил две премии на общую сумму 166 805 рублей. Первую он "выписал" себе сам, второй его поощрила область за обеспечение организации выборов губернатора. По мнению гособвинения, чиновник хотел обогатиться за счет местного и областного бюджетов, используя служебное положение.
Действительно, есть документ, регламентирующий порядок оплаты труда руководителя муниципалитета, и его положений следовало придерживаться. Светличный утверждает, что просто не знал о необходимости согласовывать поощрение с депутатами, а вот почему юридический отдел администрации упустил этот момент, непонятно. Нескромно, наверное, но глава считал, что премию заслужил: под его руководством район существенно улучшил показатели. Распределяли деньги коллегиально на комиссии, а лист согласования распоряжения о премировании, к слову, подписывал начальник юротдела. Ну а вторая премия и вовсе пришла "сверху" - по целевому назначению из областного бюджета, и кто в данном случает ответственен за нарушение регламента, большой вопрос.
Интересно, что была еще и третья премия: деньги поступили в район по постановлению правительства региона на поощрение муниципальных управленческих команд. Главе досталось 100 тысяч рублей. Однако по этому поводу в возбуждении уголовного дела отказано за отсутствием состава преступления.
Надо сказать, что не один Светличный получал премии без разрешения депутатов: его предшественник на посту руководителя района Сергей Семенов публично заявил в суде, что такое случалось и раньше и никогда этот вопрос Думой не поднимался. Похоже, и многие депутаты впервые узнали о том, что должны его решать, только на допросах в следственном комитете. Светличный, кстати, после представления прокуратуры сразу же вернул деньги в бюджет, но это не помогло: уголовные дела были возбуждены по статье 160 части 3 УК РФ "Присвоение или растрата".
Вообще на премиях обжегся не один местный глава и не только в Курганской области. И вряд ли всеми двигала исключительно алчность: из-за 100 тысяч рублей никто сознательно подставляться не станет, рискуя карьерой и даже свободой. Вероятнее, здесь пробел в местной нормативной базе, нестыковка с региональными документами, а может, и слабая юридическая грамотность муниципальных чиновников. Защитники Светличного изучили практику соседних регионов, где аналогичные факты тоже были. Но там это расценили как нарушение главами финансовой дисциплины, не более.
По второй статье Ивана Светличного обвиняют в получении взятки в виде автомобиля от теплоснабжающей организации - за покровительство и продвижение ее интересов на территории района.
Экс-чиновник утверждает, что купил машину законно и полностью за нее рассчитался, а в декларации это имущество не указал, поскольку собственником стал уже после ухода с поста. В этой компании он работал до администрации района, тогда и получил в пользование служебный автомобиль "Тойота Камри" с правом выкупа в дальнейшем по балансовой стоимости, о чем был составлен соответствующий договор. Сотрудники организации рассказывают, что это обычная практика стимулирования работников: многие стали владельцами автомобилей таким же образом.
Светличному "Тойота Камри" обошлась в 529 тысяч рублей. За три года он намотал на ней около 200 тысяч километров - солидный пробег. При этом гособвинение считает, что цена занижена, а защита утверждает, что автомобиль оценивал эксперт, не имевший нужной квалификации, поэтому его заключение не может служить доказательством по уголовному делу. Он, к слову, даже не учел повреждения автомобиля.
Что касается лоббирования главой интересов теплоснабжающей организации, то это утверждение тоже небесспорно. Светличному вменяют в вину намерение передать котельные, принадлежащие МУПу, в частные руки: было подготовлено соглашение о заключении энергосервисного контракта между администрацией района, МУПом и инвестором, по которому последний должен был провести модернизацию энергоисточника. Но такой документ глава не подписывал, да это и не входило в его полномочия. К слову, допрошенный в качестве свидетеля главный специалист-эксперт управления ЖКХ регионального профильного департамента сообщил, что политика областных властей как раз нацелена на сокращение неэффективных МУПов и привлечение в коммунальную сферу частного бизнеса. При этом заключение концессионных соглашений - длительный и сложный процесс, который проходит согласование с пятью департаментами.
Ну и самое главное: теплоснабжающая организация, у которой подсудимый приобрел автомобиль, прекратила деятельность в Целинном районе еще в 2013 году, не видя экономической целесообразности работать на территории. Так что продвигать ее интересы пять лет спустя главе просто не имело смысла.
По мнению Ивана Светличного, он попал под уголовное преследование из-за своей принципиальной позиции: хотел прекратить разбазаривание бюджетных средств, но наткнулся на ярое сопротивление тех, кого прежний порядок устраивал.
Светличный был избран главой 4 сентября 2018 года. За него проголосовали 13 из 15 депутатов районной Думы. Ровно через год те же депутаты поставили ему "неуд" за работу. В решении Думы претензии к главе в основном сводятся к тому, что не выделяется в нужном количестве финансирование на те или иные нужды, не оплачиваются вовремя коммунальные услуги и т. д. (в основу замечаний легли предписания прокуратуры). Однако факты говорят о том, что денег катастрофически не хватало и до прихода Светличного. Как рассказала бывший начальник отдела образования, в то время почти у всех школ были арестованы счета, возникли проблемы с выплатой зарплаты учителям, образовались огромные долги перед подрядчиками, которые отказывались работать и только под гарантию администрации и лично нового главы пошли на уступки.
По данным независимой экспертной организации, проводившей финансово-экономическое исследование района, когда Светличный заступил на пост главы, общий долг муниципалитета составлял почти 50 миллионов рублей. Для небольшого глубоко дотационного района, где нет крупного бизнеса, цифра астрономическая. Для сравнения: собственные доходы бюджета на тот момент составляли 80 миллионов, а вся районная казна - 400 миллионов рублей.
За два неполных года администрации удалось полностью погасить долги: просто избавились от нецелевых и сократили неэффективные расходы, а также установили строгий контроль за топливно-энергетическими ресурсами. Только за счет установки приборов учета тепла в пяти школах и детсаду сэкономили почти миллион. При этом вскрылись вопиющие факты бесхозяйственности. Например, на территории одной из школ стоял склад без крыши, и это помещение отапливалось. В другой администрация заставила застройщика провести гарантийный ремонт: в новом здании учиться было невозможно - сыро и холодно. На его отопление за сезон уходило более 3,5 миллиона рублей. После того как устранили недостатки и поставили счетчик, потребление ресурса сократилось на 45 процентов, соответственно плата - на 1,5 миллиона. А главное - в школе стало тепло и сухо.
Еще один важный критерий оценки эффективности работы районных властей - тарифная политика. Проверка МУП "Водоканал" показала: фактические затраты на выработку тепловой энергии были ниже расчетных, заложенных в норматив. Совместно с региональным профильным департаментом муниципалитет принял решение о снижении тарифа с января 2019 года на 5 процентов. Это позволило сэкономить еще более миллиона бюджетных рублей. Во время проверки выяснилось, что котельная по установленным тарифам должна работать на мазуте, а на самом деле отапливается углем, который обходился гораздо дешевле. В целом же мероприятия по сокращению потерь в ЖКХ и пересмотр тарифов дали экономический эффект 7,5 миллиона рублей.
Самой затратной статьей местного бюджета была сфера образования, на которое приходилось 68 процентов всех расходов (206 миллионов рублей). Новая команда проанализировала, куда уходят деньги, и вскрыла массу нарушений. Например, по постановлению правительства Курганской области, в школах должно быть 60 процентов педагогов и 40 - обслуживающего персонала, но на деле соотношение часто было обратным. При этом если на зарплату учителей идут федеральные и областные деньги, то техперсоналу платит местная казна, и здесь перерасход составлял около 6 миллионов рублей. Пришлось приводить штатное расписание в порядок, что не всем руководителям понравилось. У одного из директоров, например, на 3,5 ставки "трудилась" супруга.
Столь же непрозрачная картина была и с поставкой продуктов в школьные столовые: выяснилось, что их закупают по сильно завышенным ценам. Например, директор одного из учебных заведений приобретал говядину на кости по 558 рублей за килограмм, тогда как в магазине мякоть стоила 350. По словам Светличного, было установлено, что продукты поставляла компания, аффилированная с тогдашним председателем районной Думы, а сам районный представительный орган наполовину состоял из директоров школ и педагогов. В возбуждении уголовного дела по этим фактам главе тогда отказали, но порядок с закупками удалось навести.
Бывший глава привел и другие аргументы, которые, по его мнению, доказывают эффективность работы его команды. Так, район вошел в программу ввода залежных земель, посевной клин был увеличен на 6 тысяч гектаров - до 100 тысяч. (Кстати, ранее около 30 процентов земель вообще не были оформлены, хотя обрабатывались, но налоги в бюджет не поступали.) Важно, что наконец-то был решен вопрос с федеральными землями обанкроченного опытно-производственного хозяйства "Южное". Право аренды приобрели местные аграрии, земля стала работать.
В общем, согласно экспертному заключению, в 2018-м, когда Светличный принимал район, дефицит бюджета был 743,8 тысячи рублей. За год он почти наполовину уменьшился, а в 2020 году появился даже небольшой "жирок" - бюджет исполнен с профицитом около 1,8 миллиона.
Учтет ли эти аргументы и заслуги бывшего чиновника суд, станет известно уже скоро. А местные главы в Зауралье с тревогой следят за ходом процесса: если их коллегу осудят, тех, кто пытается что-то изменить в сложившейся на территории системе, станет еще меньше - неблагодарное это занятие. Ведь известно, что ничего не нарушает только тот, кто ничего не делает.