18.08.2022 16:32
Поделиться

В Салехарде открылась выставка художника, создававшего по заказу НКВД эскизы игрушек

Когда смотришь на эскизы художника Бориса Крейцера, пребывающие теперь в музейно-выставочном комплексе им. И.С. Шемановского, что в Салехарде, то невольно чувствуешь холодок по спине. Дело не в географии, и не в том, что в судьбе главного героя выставки "Вещдок: папка с эскизами" много леденящих душу историй, просто сочетание детских игрушек - аистов, бегемотов, зебр, пингвинов - с лагерной темой никак не умещается в сознании. А все, что мы не можем понять, мы боимся. Отсюда - холод.
Музей истории ГУЛАГа

Будто бы любимую игрушку детства отправили в ГУЛАГ. Вернее, она там родилась. Сначала в воображении художника, а потом на бумаге. Как вам: пингвиненок из Севжелдорлага? Будто язык сковали колючей проволокой. Но это мы сегодня рефлексируем, а тогда во многом именно эта "работа" - создавать эскизы игрушек - спасла заключённого северного железнодорожного исправительно-трудового лагеря НКВД Бориса Крейцера от безумия. Потому что в мир детства можно ворваться только с помощью нежности, а это то чувство, которое не позволяет очерстветь.

По сути, главное, что зрители выставки должны унести с собой - это не селфи на фоне чужой судьбы, а мысль, что искусству, если к нему подходить честно и искренне, по силам преодолеть все, даже смерть.

Фото: Пресс-служба Музейно-выставочного комплекса имени И. С. Шемановского

Крейцер уже стоял под автоматом, когда его вдруг "отсеяли" от тех, кого повели на расстрел. А до этого были месяцы мытарств и допросов. И годы жизни "под колпаком". Еще бы - почти все родственники живут за границей, а коммунальную квартиру молодой архитектор делит с японским преподавателем. При такой родне да при таких соседях шпионаж было "пришить" несложно.

В материалах дела, о которых также рассказывается на выставке, есть показательный эпизод - следователь сначала пишет, что Борис "японский шпион", который хочет взорвать Балтийский завод, а потом слово "японский" меняет на "немецкий". В "признательных" показаниях Крейцер и вовсе оказался уроженцем города Бинц. Эти игры чекиста и спасли художника от пули. Дело в том, что в 38-м году существовала строгая инструкция - подробно допрашивать осужденных и при расхождении показаний расстрелы отменять. Когда выяснилось, что Крейцер никакой не немец, а еврей, родившийся к тому же в России, а не в Германии, то его "отставили от операции".

Фото: Музей истории ГУЛАГа

"Игрушки и НКВД - такое сочетание не должно удивлять, - рассказывает руководитель экспозиционно-выставочного отдела Музея истории ГУЛАГа Анна Редькина, - их делали в лагерях при крупных стройках, но не для того, чтобы скрасить тяжелую жизнь детей, оказавшихся в лагерных детдомах, и даже не для детей сотрудников. Они были включены в план производства народного потребления - то есть отправлялись в обычные магазины".

Крейцер отбыл на Севере восемь лет, а через два года после освобождения его снова отправили в места отдаленные - в Красноярский край. На вечное поселение. А потом еще дальше, до самого Енисея - за отказ быть осведомителем. Создатель детских игрушек "стучать" не может.

Фото: Пресс-служба Музейно-выставочного комплекса имени И. С. Шемановского

Живя на Севере, художник долгие годы добивался реабилитации. И добился, в 1955-м ему разрешили вернуться в Ленинград. Папку с эскизами каким-то чудом он забрал с собой.

А дальше до самой смерти в 1979 году Крейцер был признанным художником, иллюстрировал книги - в основном иностранные, советские не доверяли человеку, в официальной биографии которого значилось двадцать лет "молчания".

Но история, как известно, долго молчать не может, на папку Крейцера в 2014 году случайно, в интернете, наткнулись сотрудники Музея истории ГУЛАГа. Они и задумали превратить эту невероятную историю в выставку. Сначала показали у себя, в Москве, затем отправили по городам и весям. И вот на днях история Крейцера добралась до Салехарда, где приобрела новые смыслы в прежнем контексте.

"Мы несколько лет назад провели исследовательскую экспедицию по местам бывших лагпунктов 501-й стройки - незавершенной железной дороги, возводившейся силами заключенных, - рассказала "РГ" заместитель директора МВК имени И. С. Шемановского Елена Чернявская, - все собранное и осмысленное нами дополнило выставку "Вещдок: папка с эскизами". Ведь все эти материалы объединяет общая тема - страшная история ГУЛАГа".

Фото: Музей истории ГУЛАГа

Выставка в Салехарде продлится до 25 сентября.