Но мы в кино идем не за тем, чтобы увидеть тот же хаос, что на улице. Идем пообщаться с Автором. Который нам интересен его способом видеть жизнь, его системой "люблю - ненавижу", его мыслями, стилем, юмором и еще много чем, глубоко индивидуальным. Зрители это хорошо понимают и на фестивалях награждают картины не за шок, туман и шифры, а за обаяние ума и таланта, которое им сообщает автор. Так мы с первых кадров распознавали почерк наших классиков от Чухрая с Хуциевым до Гайдая с Рязановым: у них кино личностное. Сейчас такое - редкость: фотографический способ выражать жизнь в кино нивелирует личности - будь то режиссер или его актеры. Они мельчают и исчезают.
И вот возник фильм, который не выдержит испытания логикой жизни, зато интригует индивидуальностью взгляда. Ну не может учительница русского заставлять детишек писать слово, которое начинается на "ж", входит в словари, но считается неприличным. Не может одинокая старушка так доверчиво пустить в дом ватагу незнакомцев с большой дороги, накормить их и спать уложить. Не может учитель географии в начале учебного года внезапно отправиться в отпуск. Не может он, презирающий весь свет от учеников до их мобильников, вдруг освоить смартфон и зафрендиться с хорошей женщиной так, чтобы метнуться к ней из Хабаровска в Москву, перестать брюзжать и все вокруг полюбить. А это сюжет дебютного полнометражного фильма Ивана Соснина "Далекие близкие".
Его действие движется без лишних объяснений, бодро, но пунктирно, пропуская все, что не связано с "генеральной линией" чувств, диктующих автору ход событий. Картину смотришь недоверчиво, но с улыбкой, и на душе с каждым кадром светлеет. На выборгском кинофестивале фильм "Далекие близкие" получил не меньше, чем Приз зрительских симпатий. То есть публике такое позитивное кино чем-то симпатично. Эту закономерность лучше всех сформулировал Пикассо: искусство - ложь, которая помогает понять правду. А помощь реально нужна: правду в людях увидишь не сразу.
У фильмов молодого екатеринбургского режиссера Ивана Соснина - короткометражек, а теперь и полного метра - есть своя интонация. Свой подход. По нему чувствуешь и настроение автора, и его отношение к окружающему миру. Его индивидуальное чувство юмора, его личный градус сочувствия. Он собирает свой киномир до наивности волюнтаристски, не очень сверяясь с бытовой логикой, - как литератор фантазирует притчу. Но возникает не ксерокопия с реальности, а ее броский, колоритный, концентрированный образ: актерам есть что играть, зрителям есть что смотреть. Это свойство таланта: фантазировать так, что и невероятному хочешь верить.
"Далекие близкие" - роуд-муви с уклоном в комедию. И это современная сказка. Неназойливо нравоучительная, с неизбежным хэппи-эндом. О проклюнувшейся любви друг к другу и к родной земле. О добре, затаившемся в замшелых душах. Борис (Евгений Сытый), географ хабаровской школы и огородник-любитель - лют и угрюм. Особенно когда слышит, что кто-то из класса опять сидит в мобильнике. Он одиночка, воспитал взрослого сына (Филипп Авдеев), и тот перегоняет автомобили с Дальнего Востока в Москву. Все круто меняется, когда сын подарит ему на день рождения свой старый мобильник: географ западет на милую блогершу Надежду, которая делится в интернете своими огородными успехами, и решает покончить с гнилой круговертью: дом - школа - помидоры.
Большая часть фильма - путешествие Бориса по бескрайним дорогам с озадаченным сыном Мишей и примкнувшей по дороге девушкой Машей. Путешествие будет опасным, если учесть непредсказуемый характер отца и упрямый нрав сына. Все смягчит и скрасит, как положено, женщина, то есть Маша - улыбчивая и миролюбивая, как кот Матроскин (Екатерина Агеева).
К слову "прекраснодушие" принято относиться с подозрением - но почему, собственно? Автор смотрит на мир с позитивных румбов, и это не спущенная сверху установка, а свойственное молодости мироощущение - в современном кино редкость, ее надо ценить. Он не шифрует и не камуфлирует душевные движения героев, как принято в артхаусе, а делает их отчетливо видимыми, на них концентрирует внимание: вот сын Миша другими глазами смотрит на отца Бориса, вот Надежда, героиня прекрасной актрисы Елены Яковлевой, вдруг понимает глубину своего одиночества… Все прописано в глазах, в интонациях, в пластике актеров, совсем как в кино его золотой поры - и в этом смысле ясный язык фильма наверняка назовут старомодным. Хотя он всегда востребован и потому - вечный.
Учитель географии Борис - одна из последних ролей великолепного актера Евгения Сытого, неузнаваемо исхудавшего, но замечательно воплотившего молодость души. Вздорной, задиристой, лишенной какой бы то ни было логики, по-мальчишески порывистой - характер тот еще, сыну Мише не позавидуешь. Но сколько нежности внезапно вспыхнет в его глазах, какая безумная, непрактичная надежда вдруг проснется в нем, когда после долгих лет угрюмой отчужденности его герой вдруг решит сломать кокон и начать новую жизнь! Вернуться во времена, когда он - трудно вообразить - играл в школьных капустниках. Роль, как и весь сценарий, выписана волюнтаристски, герой послушен прихотливым поворотам сценария, но талант актера оправдывает натяжки и делает их эманацией непредсказуемого характера. Очень естественной, уже не вызывающей вопросов.
С каждым километром пути герои фильма открывают для себя страну и людей - каждый по-своему замечателен. И каждый зритель после такого кино захочет позвонить родителям: как точно заметит умная Маша, "наше время идет, а их время - уходит". А к финалу, понятно, каждый найдет себе родственную душу, и это не злостный спойлер, а непререкаемая закономерность киносказок.