Случайность или нет, но именно праздник Преображения Господня играл в жизни государства, в нашей военной истории уникальную роль. А еще он дал название улицам, селам, московской станции метро, даже фамилию знаменитому профессору из "Собачьего сердца". И вот этот выбор Булгакова был точно не случайным. Мы обязательно разберемся с замыслом классика, но сейчас об исключительной роли в государстве и военной истории.
В 1650 году царь Алексей Михайлович, любивший охоту вдоль дороги на Черкизово, возвел на берегу Яузы рядом с храмом в честь Преображения Господня дворец (сегодня район метро "Преображенская площадь"). В охотничьем дворце после смерти царя осела его вторая жена Наталья Нарышкина с маленькими Петром и Наташей. В Преображенском, как и в Воробьево, мужающий Петр создавал свои потешные войска, из которых потом выросла "армия нового строя". Первый полк своей армии будущий император назвал Преображенским. Дань географии? Не только. Хотя реформатор русского царства не раз глумился над Церковью, смысловую разницу между именами "Преображенский", "Семеновский" или, к примеру, "Измайловский" он чувствовал, и она точно соответствовала его амбициям преобразовать Российское государство.
История Преображенского полка тесно связана с военными победами и неудачами русского воинства. Взятие крепости Азов, битва при Нарве, взятие Нотебурга, опять Нарва, уже осада... Больше двух столетий всюду, где решалась судьба России. Преображенцы помогли взойти на престол Екатерине I, потом Елизавете, раньше всех вышли на Сенатскую площадь, защищая молодого Николая I. Преображенский полк был не просто первым гвардейским полком, он был "одной из системообразующих опор государственного строя" (Олег Хлестов). А праздник Преображения был не просто формальным полковым, корпоративным праздником преображенцев, но и стержнем воспитания и поддержки духа элиты гвардейцев. В преображенцы не просто набирали лучших из лучших. Тут воспитывали элиту армии, страны. Неслучайно на оборотной стороне нагрудного знака Преображенского полка, на той стороне, что обращена прямо к сердцу, написано "За веру и верность". Но преображенцы не только доблестные воины. "Отец русской артиллерии", конструктор пушек, изобретатель боевых ракет и огнемета Василий Корчмин был майором лейб-гвардии Преображенского полка. Преображенцами начинали свой путь поэт и государственный деятель Гавриил Державин, создатель "Истории государства Российского" Николай Карамзин, автор опер "Борис Годунов" и "Хованщина" Модест Мусоргский. В 2013 году "в целях возрождения славных воинских исторических традиций, а также учитывая заслуги личного состава полка", почетное наименование "Преображенский" было присвоено 154-му отдельному комендантскому полку.
И теперь пора разобраться, что же это за праздник? Почему лучшие из лучших пестовали, взращивали свою личную причастность именно к нему? Начнем с самого слова. "Изменение, превращение, трансформация, перерождение" - синонимы преображения, но при всей кажущейся близости преображение нечто совсем иное. В чем разница? Откроем Евангелие, попутно отметив, что тут мы пишем слово уже с заглавной буквы - объяснение позже.
Итак, дело происходит во время земной жизни Иисуса, незадолго до Его последней Пасхи. Спаситель ходит с учениками по Палестине, проповедуя Благую весть. Однажды Иисус, взяв с Собою апостолов Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору Фавор помолиться. Там уставшие ученики Христа задремали, а когда очнулись, увидели нечто необычное: Христа в сиянии и двух мужей, стоящих рядом и беседующих с Ним. Свет, исходивший от Христа и даже от Его одежд, был особой, неземной природы, и чтобы подчеркнуть это, Евангелие использует фразу "сияние славы". Впоследствии это сияние, исходящее от Христа и даже Его одежд, стали называть Фаворским светом - в честь горы Фавор, где и произошло Преображение Иисуса.
Но с кем беседовал Спаситель?
Евангелие сообщает, что это были ветхозаветные, то есть жившие задолго до Христа, пророки Моисей и Илия. О чем они говорили с Иисусом? О Его грядущих страданиях, Его Крестной смерти, Воскресении из мертвых, об искупительной жертве Сына Божьего, избавляющей человечество от рабства греха и смерти. Увидев необычное явление, порывистый Петр восклицает, обращаясь к Христу: "Учитель, как хорошо нам здесь! Давайте устроим три шатра: один для Тебя, один для Моисея и один для Илии!" "Он не знал и сам, чтo говорил", - замечает евангелист Лука: действительно, даже привыкшие к чудесам ученики Христа были не готовы воспринять происходящее, оно было выше их опыта, отсюда понятное, но все же наивное желание остановить мгновение, остаться там, где Божья Благодать, где творится чудо. Петр еще не договорил, как появилось облако и накрыло всех тенью. Ученики испугались, но из облака раздался голос, сказавший: "Это есть Сын Мой избранный, Его слушайте!" А когда голос умолк, оказалось, что Иисус один.
Так произошло Преображение Иисуса Христа - явление таинственное, мистическое. И если мы теперь попробуем дать определение самому слову, оно будет звучать так: "Преображение - это существенное изменение образа (выделим корень "образ"!), проявление в уже известном нового, неведомого ранее, но высшего качества". О действующей силе процесса пока умолчим, но заметим, что с заглавной буквы в этом случае слово пишется потому, что здесь событие произошло с Богом.
Итак, 19 августа, в день праздника Преображения Господня, Церковь вспоминает, как Христос на горе Фавор впервые явил перед тремя учениками Свою Божественную суть: "И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет". Заострим внимание на том, что сияние исходило не только от Тела Христа, но и от Его одежд: не только от Бога, но и от материи. Из этого следует важнейший вывод: вся материя, и человек в том числе, может быть обожена. То есть может быть приобщена к божественной жизни! Больше того, она, материя, и призвана стать такой!
Своим Преображением Спаситель открыл людям Божий план о материи, считают богословы. Божественное предназначение материи в том, чтобы она была "обиталищем Царства Божия", писал преподобный Иустин Сербский и объяснял. - Признак Царства Божьего таков: материя лучится Божественным светом, причем не только материя, составляющая Тело Богочеловека Христа, но и та, которая окружает Его Тело - одеяния. Преображением Господь показал, что и тело создано для того, чтобы быть обиталищем и проводником вечного и несотворенного света Божия". Значит и человеческое тело для того и создано, чтобы в нем жил Бог, и светил, и лучился из него. Кому-то цитата сербского святого может показаться абстракцией, но если мы вспомним, как лучатся любовью и светом глаза святых - на иконах, на фотографиях, если вспомним выражение "он весь светится от радости", мы поймем, что к тайне Преображения можем стать причастны и мы.
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры...
Так писал о празднике Преображения Борис Пастернак в 1953-м. Писал не как о событии далекого прошлого, а как о явлении, освящающем нашу жизнь здесь и сейчас!
Кстати, раньше праздник Преображения называли все-таки церковным именем. Хотя яблоки после праздничного богослужения освещали. Совмещали Евангельское событие Преображения Иисуса с благодарственным молебном, который читался в честь дарования Богом нам "плодов земных". Случайное объединение никак не связанного? Преображения Сына Божьего перед учениками и благодарения Господа за урожай?
Богословы считают: связь тут самая прямая, и наши предки ее чувствовали. Ведь как яблоки, сначала кислые и зеленые, под лучами солнца созревают и наливаются, так и душа человека под влиянием благодатных лучей Божественной Благодати начинает духовно расти, изменяться, созревать -- преображаться. И душа чувствует потребность в этом, жаждет преображения: своего, всей природы человеческой, окружающего мира. Справляется ли с этими благими планами сам человек? Возможно ли это без Творца?
Ответить на этот вопрос нам помогут Михаил Булгаков и его профессор Преображенский. Давайте задумаемся, зачем Михаил Афанасьевич своего профессора назвал именно Преображенским?
Во-первых, это так называемая семинаристская фамилия, подобные давались будущему духовенству еще в семинариях или уже в духовных академиях, и здесь указание на происхождение профессора. А во-вторых, из всего множества церковных фамилий, из всех этих Покровских, Богословских, Благовещенских - всех не перечислишь, их действительно очень много! - Булгаков отчего-то выбрал своему герою фамилию, связанную именно с явлением преображения. Почему?
Судите сами. Умница, светило медицины затеял вроде бы вполне уже и достижимое - преображение собаки в человека. Финал известен. Вывод один: преображение без Творца, без Божьей Благодати невозможно и бессмысленно.