Вторая по объему местных продуктов категория - кондитерские изделия, где локальные поставщики занимают порядка 24-25%. Высокая доля локальных продуктов наблюдается и в алкоголе: в среднем по стране она составляет 20%, а на Дальнем Востоке - 26%, рассказали "Российской газете" в Ассоциации компаний розничной торговли.
В среднем на локальные продукты приходится 22% ассортимента торговых сетей, но в отдельных регионах - например, на Дальнем Востоке - их доля превышает 30%. В дальневосточных сетях заметно выше присутствие локальных безалкогольных напитков, а в Сибири - местной масложировой продукции.
Об увеличении региональных продуктов отчитываются сами магазины. Так, в пресс-службе "ВкусВилла" ответили, что продажи локальных продуктов в магазинах сети выросли в три раза по сравнению с концом прошлого года. У компании есть проект "Региональная полка", сейчас в нем задействовано более 50 локальных производителей, представленных в Санкт-Петербурге, Татарстане, Краснодарском крае, Ростовской, Калужской, Нижегородской и Воронежской областях. "Проект Региональная полка направлен на поиск небольших производителей в регионах и поддержку местных производителей. Вкусы покупателей разнятся от региона к региону", - говорит технолог по развитию "ВкусВилла" Владимир Титов.
Спрос растет как на отечественные товары в целом, так и на локальные продукты, чьи производители поставляют их в один-три региона. Популярность таких продуктов вполне объяснима: "свои" бренды пользуются большим доверием у потребителей в регионах, а производители хорошо чувствуют предпочтения покупателей и быстро на них реагируют, отмечает председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев. По его словам, в ближайшие годы доля локальных продуктов на полках магазинов продолжит расти.
Доля местных производителей в товарообороте торговых сетей "Пятерочка" и "Перекрёсток" в некоторых регионах доходит до 30%. При этом в каждом регионе присутствия компания стремится обеспечить максимальное количество продукции локальных поставщиков в своих магазинах. В целом, доля отечественной продукции на полках Х5 - около 90%, рассказал "РГ" представитель пресс-службы X5 Group, в группу входят магазины "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель" и дискаунтер "Чижик".
Спрос на локальную продукцию стабильно растет в среднем на 10% ежегодно, говорит преподаватель университета "Синергия" Никита Зуев. Чем больше срок хранения продукции, тем больше у нее рынок сбыта. Но некоторые производители, к примеру, деревенского творога, не могут себе позволить дорогую транспортировку, поэтому они работают исключительно на покупателей внутри регионов. В первую очередь локально выращивают или производят скоропортящиеся товары: овощи, мясо, молочку, яйца.
Локальные продукты наиболее востребованы в южных регионах и в Поволжье: за счет большого количества производителей локальной продукции на их территории. В Краснодарском крае - это овощи, ягоды, мясо, молоко, хлеб, вино. В Татарстане - овощи, молоко, хлеб, мясо.
Чаще с локальными производителями сотрудничают небольшие продуктовые сети, такие как "Покупочка", "Светофор", "Ближний", "Купец".
В целом доля отечественных товаров на полках за последний год заметно выросла: с 79% до 83% по стране в целом, отмечается в исследовании "NielsenIQ Россия". При этом крепких алкогольных напитков стало больше с 39% до 46%, средств личной гигиены - с 28% до 35%, объемы снеков выросли с 85% до 92%, замороженной еды - с 94% до 99%, шоколада - с 76% до 79%.
В членах-сетях АКОРТ доля отечественной продукции еще выше: 85-90%, а в таких категориях как молочные продукты, хлебобулочные изделия и мясные продукты достигает 95-100%, подчеркивает Караваев.