В ресторанах Москвы появились "профессиональные" неплательщики

Некоторые рестораны Москвы столкнулись с "потребительским терроризмом": такие гости принципиально отказываются платить по счетам из-за выдуманных претензий. Как рассказал "РГ" руководитель федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров, только в столице насчитывается около сотни таких профессиональных ресторанных "зайцев".
iStock

Откушать "в долг" - эта практика установилась еще в царской России. "Бывали случаи, когда трактирами владели крепостные, - рассказывает Игорь Бухаров. - А гости в основном были дворяне". Получалось, что с одной стороны "барин" - обычный клиент. А с другой, сословия все-таки разные. Вот и повелось, что дворянин наестся, напьется, а потом спокойно уходит со словами: "Голубчик, на мой счет!" Даже в художественной литературе мы видим такие примеры. Иван Александрович Хлестаков со своим другом Тряпичкиным часто, бывало, "обедали нашерамыжку в счет доходов аглицкого короля".

В советское время традиция брать еду в долг тоже сохранялась. А сейчас - вышла на новый уровень. По словам Игоря Бухарова, "профессиональные неплательщики" устраивают скандал на пустом месте, лишь бы не оплачивать счета. То еда "не такая", то обслуживание. "Некачественное блюдо" - термин очень расплывчатый и растяжимый, отмечает вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству Владимир Кузнецов. Подтверждением "некачественности" может стать обращение к врачу после посещения ресторана. Да и то не факт, что будет доказана причинно-следственная связь. Так или иначе зачастую администраторы ресторанов просто отпускают таких "зайцев", чтобы не навредить своему заведению. "Вызывать полицию в таких случаях практически бесполезно, - сетует Игорь Бухаров. - Ведь зачастую такие случаи трактуются как "спор хозяйствующих субъектов". Так что смысла в лишних звонках нет".

В некоторых случаях ресторанные "зайцы" не находят ничего лучше, чем просто убежать, не заплатив. Самые резонансный случай датирован 2016 годом: тогда жених Василий Корнилов покинул ресторан в Сокольниках прямо во время свадебного банкета, его попросту не устроил счет. А этим летом гости сбежали из фешенебельного заведения на Якиманке. Все коварное просто.

Впрочем, продолжает Игорь Бухаров, не все так однозначно с неоплаченными счетами. Бывают случаи, когда клиенты действительно забывают дома карточки и кошельки. Или банально не хватает денег. Как правило, отмечает руководитель ФРИО, в таких случаях заведения идут навстречу клиентам. Корреспондент "РГ" и сам ради эксперимента "забыл" кошелек во время обеда в одном японском заведении на юге Москвы. И вспомнил об этом, когда том ям уже был заказан. Официант, узнав, что денег у гостя нет, расстроился. Но предложил все равно пообедать: "Заказ уже дан повару, отменить не получится". Вежливый сотрудник попросту дал свой номер, и потом получил свои деньги переводом. Разумеется, с чаевыми.

С точки зрения закона подобные ситуации описаны весьма четко. "Заказывая в ресторане блюдо, вы автоматически соглашаетесь на публичную оферту - договор между клиентом и заведением на оказание услуги предоставления питания, поэтому платить за заказ вы обязаны, - комментирует владелец компании "Первая Семейная консультация", адвокат Оксана Головичева. - Если у вас не хватило денег или вы забыли кошелёк, важно знать, что сам ресторан не вправе к вам принимать какие-то меры, угрожать, удерживать или брать в залог ваше имущество, они могут лишь вызвать полицию". Маловероятно, что заведение будет конфликтовать с клиентом, солидарна юрист с рестораторами.

В западных фильмах в случаях неоплаты счета клиентам обычно предлагается помыть посуду. "Но в действительности применительно к таким ситуациям нам просто надо различать три вида ответственности: уголовную, административную и гражданскую, - комментирует юрист Нихад Касумов. - В нашем случае и уголовная, и административная ответственность наступят только тогда, когда у посетителя будет умысел на их совершение".

Если умысла на такие действия не имеется, то наступает обычная гражданская ответственность. Человек остается лишь что-то должен ресторану в рамках обязательственных взаимоотношений. Ведь фактически он - потребитель, ресторан - предприниматель, а их отношения подчиняются правилам Гражданского кодекса РФ и Закону "О защите прав потребителей".

Как проверить, имелся ли изначально у человека умысел на причинение вреда ресторану или же он действительно забыл карточку и не может оплатить? Очень просто, считает Нихад Касумов. Достаточно предложить ему написать расписку с подтверждением задолженности и своими актуальными данными, достаточными для подачи на него в суд (ФИО, адрес, серия и номер паспорта). Эта расписка поможет потом ресторану взыскать с забывчивого посетителя задолженность. Если же человек отказывается письменно подтверждать свои обязательства, то тут уже высока вероятность, что он намеренно причинил вред.