Ресторатор выставил счет за электричество в окне, чтобы наглядно объяснить своим гостям, почему он был вынужден повысить стоимость пиццы. В июле ему пришлось заплатить за электричество 4 тысячи евро - в три раза больше, чем в прошлом (1350 евро). Счет Ровати решил сопроводить красноречивым комментарием: "Пицца за 10 евро: либо буду слыть вором, либо мне придется закрыть заведение", пояснив, что этим жестом он хотел продемонстрировать всем, "что так больше продолжаться не может".
Но и Альберто Ровати далеко до владельца консервного завода в регионе Кампания Франческо Франчезе, выложившего в своих соцсетях счет за электроэнергию почти на 1 миллион евро. Некоторые осудили Ровати, усмотрев в его действиях банальное желание вызвать к себе жалость и, как следствие, выложить за предлагаемый им товар неоправданно высокую стоимость. К их числу относится президент Ассоциации миланских рестораторов Лино Стоппани, по мнению которого пицца должна оставаться народным блюдом, доступным всем категориям населения. Как поясняет представитель Ассоциации ремесленников Арианна Фонтана, помимо энергоносителей, на "финальную" стоимость пиццы влияют также выросшие цены на аренду и упаковку "королевы" итальянской кухни. Поэтому удержать стоимость на популярнейшую "Маргариту" в районе 7 евро задача, увы, невыполнимая.
Хотя, как выяснилось, некоторых итальянцев не смущает дорогая пицца, особенно если она имеет отношение к любимой актрисе. Так, в миланском заведении под громким названием Sophia Loren Restaurant "Маргарита" за 12 евро от шефа Франческо Мартуччи разлетается как горячие пирожки. Но в этом случае, вероятнее всего, кассу ресторану делают доброе имя кинодивы и ее достаточно состоятельные поклонники, которые соглашаются заплатить за пиццу от самой Лорен больше, чем она на самом деле стоит.
Как показал личный опыт, среднестатистические итальянцы к таким подвигам уже не готовы. Они перестали штурмовать не только традиционные пиццерии, но и демократичные точки pizza al taglio, где качественную пиццу продают на развес. В местечке под названием Alice, которое находится в двух шагах от моего дома, еще каких-то два-три месяца назад яблоку негде было упасть. Сейчас же, даже если сделать скидку на отпускной период, помимо меня, хозяйки Джулии и пожилой синьоры, решившей побаловать себя "полоской красной пиццы", больше никого не оказалось.
"Газ, электричество, бензин и все используемые нами продукты резко подорожали. Чтобы выжить, нам пришлось повысить цены на 10 процентов. Конечно, это бьет по карманам клиентов, которым тоже нужно платить по счетам. Если раньше условный студент смело брал 3-4 куска пиццы, то теперь он с трудом решается на 2 кусочка. Мы наивно думали, что наш бизнес погубит ковид. По сравнению с тем, что мы переживаем сейчас, он оказался добрым и милым вирусом", - с нескрываемым разочарованием рассказала Джулия, предположив, что, возможно, римляне будут вынуждены делать пиццу дома, как во время первой волны пандемии. Только теперь совсем по другой причине, из-за элементарной нехватки средств. На самом деле пицца - лишь "вершина айсберга". Проще перечислить то, что не выросло в Италии в цене за последние полгода, чем то, что подорожало. Но, пожалуй, единственный, кто способен "достойно конкурировать" с пиццей, это итальянский кофе. В среднем он подорожал на 30-50 евроцентов. Учитывая, что среднестатистический житель Апеннин выпивает в баре от 3-5 чашек в день, это серьезный удар по бюджету.
О том, что "дела идут все хуже и фермеры начинают паниковать", - заявил на днях президент французской Федерации производителей молока (FNLP) Тьерри Рокфёй, описывая ситуацию, в которой сейчас оказались многие десятки тысяч его коллег, занятых в области молочного животноводства. Аномальная и продолжительная жара, когда в эти летние месяцы температура порой зашкаливала за плюс 40 градусов, нанесла серьезный удар по французскому сельскому хозяйству. Если раньше, как правило, засухой были охвачены в основном южные районы Франции, в этом году зной навалился на всю территорию страны. Были выжжены многие пастбища, возникли проблемы с фуражом. К тому же из-за зноя животные стремились укрыться в тени и мало двигались. Все эти факторы, по словам главы федерации, привели к тому, что надои молока снизились на 20 процентов, что по цепочке может негативно сказаться как на объемах молочной продукции, так и на ее ценах.
С похожими проблемами столкнулись и французские картофелеводы. Как считают в их национальном профсоюзе, нынешний год станет одним из худших по урожайности за последние два десятка лет. По данным главы профсоюза Жоффруа д"Эври, картофеля в 2022 году будет собрано на треть меньше, чем в предыдущем. А это значит, что занятые в этой сфере фермерские хозяйства недополучат миллиард евро.
"Черным" назвали этот год и в Союзе французских пчеловодов. Летние засухи, как там считают, будут иметь самые драматичные последствия для их сектора, когда сбор меда рискует сократиться почти наполовину.
Примерно такие трудности испытывают садоводы и огородники. Отсутствие дождей и жара привели к тому, что урожай фруктов и овощей снизился почти на 35 процентов. В этой связи председатель их профессионального объединения Жак Рушассе обратился с призывом к правительству оказать крестьянам господдержку, ибо в противном случае Франции придется в ущерб национальному аграрному сектору экономики увеличить импорт из-за рубежа. Не обошли погодные катаклизмы и французское виноградарство. Весной многие виноградники пострадали от заморозков и града, а летом им явно не хватало влаги. Причем, как свидетельствуют специалисты, пострадали такие знаменитые винодельческие регионы, как Бордо, Бургундия и долина Луары.
Подготовил Вячеслав Прокофьев (Париж)