Корреспонденты "РГ" увидели, как работают саперы, освобождающие от мин территорию аэропорта в Мариуполе

Территория аэропорта в Мариуполе разминирована российскими саперами уже больше чем на 70 процентов. Здание и прилегающие к ней территории еще хранят множество опасных находок. Поэтому саперные работы здесь проводятся с особой тщательностью. В планах руководства Донецкой Народной Республики возобновить работу аэропорта в ближайшие три года.

Одна из групп саперов международного противоминного центра, надев на себя общевойсковые комплекты разминирования ОВР-2-02, и взяв на перевес миноискатели, выстраиваются в боевой порядок. Разминировать предстоит площадку, примыкающую к зданию аэропорта. Построившись уступом и соблюдая дистанцию в 3 метра, бойцы начинают методично прочесывать участок.

Взорвать на месте обнаружения

Работа идет на самом солнцепеке. Периодически саперы останавливаются и, подняв защитные стекла на шлемах, вытирают залитые потом глаза. Жара в Мариуполе переваливает далеко за 30 градусов тепла. В аэропорту ее усиливает нагревающийся на солнце бетон.

Конечно, костюм сапера ОВР-2-02 очень хорош. Может защитить бойца как от взрыва противопехотных мин фугасного и осколочного действия, так и от огнестрельного оружия. Встроена в этот комплект и система охлаждения. Она напоминает термобелье с множеством пришитых с внутренней стороны трубочек с баком для льда. Лед засыпается в бак, который подсоединяется к костюму, а компрессор подает холодный воздух по трубочкам. При очень жаркой погоде такая система охлаждения работает 30-40 минут, затем ее нужно перезаряжать. Но при таком пекле, которое сейчас стоит в Мариуполе, охлаждение костюма заканчивается намного быстрее.

"Сложность, конечно, в том, что здесь очень жарко. Плюс высокая трава, в которой очень сложно искать взрывоопасные предметы. Тяжело работать, но люди справляются. Даем им побольше отдыхать", - говорит командир группы разминированная с позывным Беркут, который внимательно наблюдает за работой своих бойцов.

Он рассказывает, что общая площадь разминирования аэропорта составляет 250 га. "Точно сказать, когда аэропорт будет разминирован, саперы не могут. Мы стараемся, понимаем, что у руководства республики есть уже планы на восстановление этого объекта. Могу пока сказать одно, в ближайшее время аэропорт будет сдан", - говорит Беркут.

Миноискатель пищит что на мину, что на осколок одинаково. Понять, что обнаружено - плата от компьютера или мина с электронным взрывателем - непросто

Один из саперов внезапно садится на колено и поднимет вверх руку. Обнаружен подозрительный предмет. У Беркута оживает рация. "ВОГ (выстрел осколочный гранатометный. - Прим. "РГ") обнаружен, иностранного производства, предлагаю уничтожить на месте", - зазвучал из динамика доклад.

К месту находки приносят накладную взрывчатку с электродетонатором. Раздается громкий взрыв. Саперы вновь выстраиваются уступом и продолжают свою работу.

Беркут рассказывает, что когда саперы вошли на территорию аэропорта, он буквально был нашпигован всеми видами взрывчатки.

"На территории аэропорта мы уничтожили более 17 тысяч взрывоопасных предметов. Сколько еще предстоит обнаружить, пока непонятно. Сейчас идет работа в труднодоступных местах", - говорит офицер.

Трудности поиска

Еще одна группа саперов работает в здании аэропорта, который последние восемь лет наводил ужас на мариупольцев. Нацисты из запрещенного в России полка "Азов" устроили здесь концентрационный лагерь для несогласных с киевской властью. Во время боевых действий здесь оборонялись подразделения националистов и ВСУ.

Сейчас поиск идет в бывшей диспетчерской, где в период боевых действий находился наблюдательный пункт ВСУ.

Здесь с одной стороны работать немного попроще. Под крышей тебя не достает палящее солнце. Дышится немного полегче, но есть и свои нюансы.

Сложность разминирования здесь в том, что по всему периметру аэропорта разбросаны куски электроприборов, крупных осколков от снарядов. Миноискатель пищит что на мину, что на осколок практически одинаково. Сразу понять, что обнаружено - плата от сломанного компьютера или мина с приделанным к ней электронным взрывателем - непросто. Приходится останавливать группу, изучать предмет, и потом снова давать команду на поиск.

Пол буквально усеян осколками выбитых стекол, переломанной мебелью, кусками арматуры, коробками, остатками сломанной техники. Заходя в комнату нужно обращать внимание на растяжки, а найти их в таком хаосе очень непросто. Смертельная ловушка может быть спрятана где угодно. Идти нужно очень аккуратно, изучать каждую уцелевшую дверь, заглядывать в каждый угол.

Робот в помощь

В поле рядом со взлетной полосой тарахтит робот-сапер "Уран-6", которым дистанционно управляет сапер-оператор. Опустив специальный катковый трал, который помогает быстро и эффективно находить и обезвреживать противопехотные мины нажимного действия, он методично проходит по полю, заросшему густой травой. Из-под трала вылетают ошметки растительности. Со стороны кажется, что на поле вышел мини-комбайн для сборки урожая. Вдруг раздается сильный взрыв, под каток трала попала противопехотная мина. "Уран-6" на секунду "задумался", а затем продолжил свое движение. Работы в густой траве у него еще достаточно.

Только за пару часов саперы обнаружили и уничтожили на месте три выстрела осколочных гранатометных западного производства и несколько противопехотных мин. А значит, саперы на несколько шагов стали ближе к основной цели - полному разминированию аэропорта.

По заявлениям властей ДНР, открыть аэропорт предварительно планируется к 2025 году. Строители уже готовы начинать работы, однако пока ждут отмашки саперов. В планах - сделать аэропорт Мариуполя "аэродромом двойного назначения". Сюда могут приземлятся как гражданские, так и военные самолеты.