Споры с застройщиками теперь реже доходят до суда
Количество судебных споров дольщиков с застройщиками в этом году снизилось в разы из-за введения нового порядка приемки квартир.
В последние годы многие покупатели жилья, увидев при приемке квартир какие-либо недостатки, не обращались к застройщику с просьбой устранить их, а шли напрямую в суд, требуя уменьшения стоимости жилья, пояснил президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков. И суд зачастую взыскивал с застройщика крупные суммы. При этом недостатки могли быть не слишком критичными, и их вполне можно было ликвидировать.
Общее количество претензий падает, так как в целом растет качество и строительства, и ремонта, все недобросовестные участники уже ушли с рынка, а те, кто остался, постоянно повышают качество, считает гендиректор ГК "Нижегородская девелоперская компания" Михаил Иванов. "Но, к сожалению, наблюдается тенденция потребительского терроризма, которая набирает обороты. Количество необоснованных претензий, сформированных дольщиками на основании заключений псевдоэкспертов, растет", - отмечает он.
Весной ради поддержки строительной отрасли в сложной экономической ситуации был изменен порядок приемки квартир в новостройках. Теперь, как пояснила на круглом столе "Качество строительства vs потребительский экстремизм" портала "Все о стройке" адвокат Анастасия Поликыржа, дольщик может отказаться от подписания акта приемки квартиры, только если в жилье есть существенные недостатки, при которых жить в помещении невозможно. В суд дольщик может обратиться, лишь если застройщик за определенный срок не смог или не захотел устранить недостатки.
В результате, по словам Глушкова, количество судебных споров дольщиков с застройщиками снизилось в 5-6 раз. С выходом нового постановления эксперты, которые участвуют в передаче квартиры и помогают собственникам выявить недочеты (профессиональные приемщики участвуют примерно в 70% случаев передачи), стали более лояльными, в каких-то моментах даже помогают в подписании акта", - говорит руководитель отдела клиентского сервиса ГК "Монолит" (Крым) Ольга Шандер.
Этот порядок действует до конца нынешнего года. Однако минстрой планирует осенью внести в Госдуму законопроект, направленный на борьбу с потребительским экстремизмом в сфере строительства жилья. Об этом говорил в июле на пресс-конференции в "Россия сегодня" замглавы минстроя Никита Стасишин. Все дома должны вводиться в срок и должны быть такого качества, которое было обещано, подчеркнул он. Нужно сделать прозрачный четкий механизм для покупателей жилья, чтобы они понимали, что нужно сделать, куда обратиться, чтобы получить квартиру надлежащего качества. А юридические компании, которые спекулируют и паразитируют на этом вопросе, нацелены на зарабатывание денег и не представляют интересов граждан, должны понимать, что больше лазеек в законодательстве не будет, отметил замминистра. Деньги же, которые застройщики сейчас вынуждены платить в качестве штрафов, должны идти в проекты и улучшение качества домов.
Все случаи индивидуальны, отметила Поликыржа. Иногда несущественный, казалось бы, недостаток принципиален для конкретного покупателя. Пока, по ее данным, в 80% случаев дольщики выигрывают суды у застройщиков. При этом суммы за недостатки квартиры, определенные экспертизой, суды обычно взыскивают полностью, а неустойку, как правило, уменьшают - с 1,5-2 млн рублей, которые требует дольщик, до 250-300 тысяч.