Три ключевых проекта считаются приоритетными в деле цифровой трансформации: "Беспилотники для пассажиров и грузов", "Беспилотные логистические коридоры" и "Бесшовная грузовая логистика". Все они представлены в эксперименте по организации беспилотных автомобильных перевозок грузов через реку Амур по трансграничному мосту между российским Благовещенском и китайским Хэйхэ, точнее - между двумя транспортно-логистическими терминалами (ТЛТ).
- По большому счету мы говорим о новой реальности, о реальности четвертой промышленной революции, которая предполагает, что мы в первую очередь переходим на взаимодействие "машина - машина" и обработку данных в электронном виде. Роль человека должна быть сведена к участию в программировании и отдаче машинам механической и наиболее тяжелой работы, - отметил на полях международного "АмурЭкспоФорума" Антон Кожанков, заместитель руководителя АНО "Дирекция международных транспортных коридоров". - Идеология проекта предполагает начало движения транспортного средства с терминала на территории КНР, безостановочное пересечение китайского пункта пропуска, проезд по мосту, остановку на минимальное время в российском пункте пропуска и завершение такой перевозки в ТЛТ "Каникурган" на территории РФ.
Планируется, что в пилотном проекте используют камазовскую беспилотную тележку "Челнок". Однако в компании-операторе проекта надеются, что в ближайшее время к нему могут присоединиться и иные производители транспортных средств, в том числе китайские.
- Если беспилотное транспортное средство - это интеллектуальная машина, где отсутствует водитель, то и контрольные функции и пропуск должны осуществляться с максимально возможным использованием технических средств, - подчеркнул Антон Кожанков. - Поэтому одним из важных условий для успешного проведения эксперимента будет строительство нового пункта пропуска "Каникурган", причем интеллектуального. И эта государственная задача реализуется в рамках как Транспортной стратегии РФ, так и Стратегии развития таможенной службы до 2030 года.
Движение беспилотных автомобилей и создание интеллектуального пункта пропуска - составные части бесшовной логистики. Кроме того, эта технология подразумевает организацию электронной очереди, применение электронных навигационных пломб, электронной международной транспортной накладной (e-СМR) и элементов интеллектуальной транспортной системы.
Пилотный проект по использованию международной e-CMR для автомобильного транспорта уже реализован при перевозках между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Эта накладная позволит сократить расходы более чем в четыре раза по сравнению с обычной CMR: себестоимость использования электронной версии, включая выпуск, подписание, отправку, уточнение статуса, архивирование и так далее, составляет 1,69 евро против 6,23 евро в случае с бумажной. Снижаются и временные затраты: по данным ЕС, на все операции с е-CMR уходит примерно полминуты против 20 с лишним минут с бумажным документом.
Отслеживание автомобильных перевозок с использованием электронных навигационных пломб также сулит экономию. Эта технология позволит снизить количество досмотров на границе и сократить среднее время таможенных процедур, отладить мониторинг инцидентов, связанных с доступом к грузу при перевозках, и повысить прозрачность транзитных операций для участвующих стран.