Правительство предлагает усилить наказание за невыполнение предписаний антимонопольной службы

Госдума готовит к рассмотрению пакет правительственных законопроектов, усиливающих наказание за ряд нарушений антимонопольного законодательства. В частности, к отягчающим обстоятельствам предлагается отнести использование для борьбы с конкурентами специальных компьютерных программ. Соответственно, наказание за это будет строже. Кроме того вводится наказание за повторное невыполнение предписаний антимонопольной службы. Таким образом, в целом для бизнесменов будет усилено наказание за "хроническое" непослушание антимонопольным службам.

Как напоминает член Ассоциации юристов России Никита Филиппов, закон запрещает заключение антиконкурентных соглашений как в письменной, так и в устной форме. "К числу таких соглашений закон относит "вертикальные" соглашения (между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар, а другой продает товар), картельные и иные соглашения", - говорит он.

По его словам, антиконкурентные соглашения на практике в большинстве своем используются недобросовестными хозяйствующими субъектами при проведении электронных торгов и зачастую сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Надо ли говорить, что это часто сопряжено с коррупцией и в целом подрывает основополагающие начала рыночной экономики.

"Как следует из доклада ФАС России о состоянии конкуренции в РФ в 2021 году ведомством возбуждено 420 дел об ограничивающих конкуренцию соглашениях, в 2020 г. - 625 дел, - рассказывает Никита Филиппов. - При этом самой распространенной формой нарушения являются картели на торгах и антиконкурентные соглашения между заказчиком и участниками торгов - 187 дел, в 2020 г. - 247 дел о картелях на торгах. Самыми картелизированными рынками в 2021 году стали рынки строительства (57 процентов), фармацевтики (20 процентов), недвижимости (17 процентов) и продуктов питания (6 процентов). Указанные факторы требуют систематического адекватного реагирования на появляющиеся новые способы совершения правонарушений в сфере антимонопольного законодательства".

Поэтому правительство России предлагает внести некоторые изменения в законодательство. В частности, поправки в КоАП относят к отягчающим обстоятельствам использование специальных компьютерных программ для нарушения антимонопольных правил. "Предлагаемые нововведения обусловлены использованием в последние годы программ для электронных вычислительных машин, позволяющих осуществлять принятие решений (совершение действий), направленных на исполнение антиконкурентных соглашений, в автоматическом режиме, то есть без участия человека (например, при проведении электронных торгов), что, собственно, в предлагаемом законопроекте предусматривается в качестве отягчающего обстоятельства, - говорит Никита Филиппов. - Как следует из пояснительной записки к законопроекту, в 2020-2021 гг. антимонопольным органом принято 10 решений по делам об антиконкурентных соглашениях, где для целей заключения и реализации антиконкурентных соглашений использовались программы для ЭВМ, в отношении 27 ответчиков, а в 2018 - 2019 гг. - 10 решений с аналогичными обстоятельствами в отношении 33 ответчиков".

Руководитель практики разрешения споров с государственными органами Бюро адвокатов "Де-юре" Рашид Гитинов соглашается с тем, что факты подтверждают наличие объективной необходимости введения дополнительного отягчающего обстоятельства для определения степени тяжести правонарушения и применения предельных порогов санкций при назначении административного наказания по рассматриваемой категории правонарушений в сфере антимонопольного законодательства.

Также он обратил внимание, что законопроектом предусмотрено дополнение статьи 19.5 КоАП РФ частью 2.8, которая устанавливает новый вид административной ответственности. Санкции вводятся за нарушение требований антимонопольного законодательства, в частности, за невыполнение в установленный срок законного решения или предписания антимонопольного органа в случае, если ранее лицо уже привлекалось к административной ответственности за невыполнение таких решений.

"Причем санкции достаточно существенны, - говорит он. - Предусматривается, например, дисквалификация должностных лиц на срок от 1 года до 3 лет". А для юридических лиц вводится административный штраф в двукратном размере суммы ранее наложенного административного штрафа, но не более 1/50 совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, и не менее ста тысяч рублей.

"С учетом изложенного представляется, что целью предлагаемых изменений по ужесточению ответственности за нарушение антимонопольных требований является предупреждение и профилактика таковых правонарушений, которые безусловно оказывают негативное влияние на динамичное развитие рыночной экономики и причиняют ущерб не только добросовестным хозяйствующим субъектам, но и государственным и муниципальным бюджетам, в особенности при реализации приоритетных государственных и муниципальных программ при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд", полагает Рашид Гитинов.