До конца 2025 года в воронежских многоэтажках предстоит заменить 2,1 тысячи подъемных машин в зоне ответственности регионального оператора капремонта и около 700 - там, где жители копят средства на спецсчетах. Расходы на установку одного лифта (а сюда входит проектирование, поставка оборудования, строительно-монтажные работы и строительный контроль) сегодня достигают 3,5 миллиона рублей. То есть для замены предаварийных устройств в домах, которые платят взносы в общий котел (и могут рассчитывать на поддержку из казны), нужно в ближайшие три года где-то найти 7,5 миллиарда. "Сумма сопоставима с объемами средств, который региональный оператор в этот период сможет аккумулировать в виде взносов от жителей", - отметили в департаменте ЖКХ и энергетики Воронежской области.
В регионе уже есть опыт финансирования программы капремонта из бюджета. Ежегодно на эти цели направляется 450 миллионов рублей. Сейчас эту субсидию хотят сделать целевой и тратить только на замену лифтов.
- Примерно такую же сумму будем ежегодно привлекать для установки лифтов и из фонда капитального ремонта. Ранее мы меняли в год не более 70 подъемников. В 2021-м установили сто, в 2022 должны поменять 205. Готовим проектно-сметную документацию еще на 300 - работы будут проведены в конце 2022-2023 годах. Многие регионы активно тратят на замену лифтов средства из фондов капремонта, но в нашей ситуации, когда во многих домах не заменены аварийные инженерные сети, это было бы странно. Федеральной программы по замене лифтов нет (хотя на расширение господдержки в том или ином формате регионы очень рассчитывают), а цели к 2025 году надо достичь. Поэтому будем искать инструменты - кредитные, например, - чтобы привлечь дополнительные средства, - подчеркнул руководитель департамента Максим Зацепин.
Определенные предложения выдвигала ассоциация "Российское лифтовое объединение" и общественный совет при Минстрое РФ. В случае Воронежской области речь шла о покупке до полутора тысяч лифтов за три миллиарда рублей с рассрочкой от тех до пяти лет. Но региональных чиновников экономика проекта не устроила. Есть возможность получить субсидию по линии ППК "Фонд развития территорий" - средства выделяют на энергоэффективный капремонт и замену лифтов. Региону предварительно одобрили заявку на 37 миллионов рублей.
Сейчас воронежцы изучают инициативу компании "Трансэнерго" - официального дилера ОАО "Могилевлифтмаш" -- о замене всех аварийных лифтов в области в течение одного-двух лет с последующей рассрочкой платежа. Гендиректор "Трансэнерго" Игорь Ромбальский заявил, что такая схема устроит производителя лифтов при условии четкого графика работ с подтверждением конкретных источников оплаты. Для региона это предложение заманчиво тем, что позволяет законтрактовать оборудование на перспективу. Если менять лифты к 2025 году ускоренными темпами начнут все субъекты РФ (а темпы обновления, как уже писала "РГ", везде были недостаточными), то заводы-производители могут просто физически не суметь удовлетворить спрос в нужный срок. Так или иначе, отбирать подрядчика в Воронежской области будут по обычной схеме - на открытом конкурсе, в конце текущего года.
Сегодня в жилых домах региона устанавливают подъемники двух отечественных предприятий - Карачаровского механического и Щербинского заводов, а также "Белтранслифта", имеющего представительство в Новоусманском районе. Предложение о монтаже лифтов поступило от Гомельского завода.
- Пока отказов от производителей лифтов - в связи с большим объемом спроса - мы не получали. Есть проблемные моменты по монтажу: подрядчиков в этой сфере, так же как и в сфере капремонта, мало, - добавил Зацепин.
Департамент ЖКХ планирует обсудить с Ростехнадзором вопрос оперативного обследования свежеустановленных лифтов. Эта процедура и при нынешних темпах замены оборудования порой затягивается на месяцы.