Евгений Александрович, какие задачи стоят перед Омским НОЦ?
Евгений Белопухов: Миссия нашего центра, как и всех НОЦ, - коммерциализовать конкурентные научно-технические проекты. В стране и регионе действует большое число вузов и научных организаций, делающих открытия в самых разных направлениях. Вот только с их внедрением далеко не все гладко. Главная проблема - привлечение бизнеса, для которого в инновациях много непонятного. Одно дело - купить-продать, а другое - вывести на рынок совсем новую, неотработанную технологию. Будет ли это работать, каковы риски, когда появится прибыль? Стоит ли ждать экономического эффекта? Задача НОЦ - ответить на эти вопросы, помочь участникам проекта преодолеть пропасть между научной разработкой и внедрением.
По сути бизнес должен быть центром любой разработки. Каждую мы рассматриваем с четырех сторон - научная составляющая (фундамент), инновация (как наука отражается в продукте), производство (где его разместить) и рынок (где это востребовано). Например, спектр продуктов из наноцеллюлозы (продукта совместного проекта ОмГАУ и ООО "Ястро-Инновации") очень широкий. Чтобы выбрать нишу, оптимальную на данный момент, мы провели маркетинговые исследования. Посмотрели рынок, изучили потребительский спрос. Это поможет инвестору более четко понять, в каком направлении двигаться, увидеть выгоду, заинтересоваться. Сейчас у нас в разработке находится пул весьма перспективных для региона проектов.
Какие из них вы покажете на форуме "Технопром-2022"?
Евгений Белопухов: На выставке мы представим стенд перспективных проектов. В нашей команде будут представители ОмГТУ, Омского аграрного научного центра, ОмГУПС, ОмГАУ, особой экономической зоны "Авангард", ООО "Ястро-Инновации".
Омскую экспозицию мы постарались сделать разнообразной. В ней и легкий городской электробайк, способный про-ехать на одной зарядке сто километров, и уникальный космический микродвигатель для спутников нового поколения. Перерабатываемая тара для использования в условиях Арктики, комплекс для автоматизации онлайн-мониторинга работоспособности устройств железнодорожной энергетики. Кроме того, будут представлены образцы сибирской твердой пшеницы и сибирской сои с качеством мирового уровня.
Вообще современный агропромышленный комплекс становится полем для внедрения уникальных технологий. Признаться, для меня - представителя нефтехимии - это стало открытием. Сегодня омские ученые выигрывают мегагранты, проводят исследования на передовом крае науки, выводят уникальные сорта обогащенной пшеницы, многолетних злаков. С помощью дронов и алгоритмов искусственного интеллекта наблюдают за стадиями развития растений. Для утилизации пищевых отходов планируют использовать биореакторы в промышленных масштабах. Открыли один из самых передовых в стране карбоновых полигонов и уже подключили фермеров, готовых реализовать собственные климатические проекты, выращивать культуры, поглощающие углекислый газ, получать карбоновые ваучеры и продавать их на бирже.
А какую поддержку оказывает своим партнерам Омский НОЦ?
Евгений Белопухов: Мы предлагаем целый пакет мер, заточенных под каждый проект, в зависимости от направленности и степени проработки. Проводим, как я уже говорил, глубокие маркетинговые исследования. Плюс гранты, конкурсы, участие в выставках. А также образовательные программы, направленные на создание команд с участием ученых, экономистов, маркетологов, предпринимателей. Недавно с центром делового образования ОмГУ организовали трехмесячный обучающий курс для пяти команд - университетов и предприятий. В результате не только досконально проработали проекты, но и составили дорожные карты их дальнейшего продвижения.
В ближайших планах - предоставление грантов, нацеленных на импортозамещение. С введением санкций эта проблема стала еще более острой. Предприятия, которые своевременно взялись ее решать, сейчас уже не испытывают особых трудностей. Например, катализаторная отрасль, где я прежде работал, ведет активное импортозамещение с 2014 года. И с другими нефтяными вертикально интегрированными компаниями, действующими совместно с государством, уже перешла на отечественную продукцию. Сейчас омские катализаторы крекинга и реформинга по качеству нисколько не уступают иностранным аналогам.
Но в других отраслях складывается иная ситуация. Из-за сбоя в иностранных поставках выпадают целые звенья производственных цепочек. И, помимо быстрых решений, необходимо наладить собственное производство недостающих элементов. Однако на многих предприятиях об этом не думают, считая достаточной организацию параллельного импорта. Такая выученная беспомощность приводит к тому, что мы уже и так имеем. Тем не менее количество НИОКР, направленных на быстрое импортозамещение, растет. И гранты Омского НОЦ будут стимулировать этот процесс.
Патентами заняться не планируете?
Евгений Белопухов: Планируем, причем уже в следующем году. Ситуация в этой сфере довольно непростая. Многие отечественные университеты не понимают, зачем нужны патенты. Чаще всего они носят номинальный характер, а о том, насколько они защищают разработку, никто не думает. Между тем надежная защита интеллектуальной собственности требует целого ряда патентов. Яркий пример - изобретатель Томас Эдисон, который только в США оформил более тысячи патентов, зонтично закрыл свое изобретение от любых посягательств и получал проценты с каждой проданной лампочки. У нас в лучшем случае изобретение имеет один патент либо не имеет вообще. Присвоить его проще простого, и такое, увы, происходит. Мы займемся решением этой проблемы. Будем исследовать рынок патентов, помогать изобретателям в оформлении прав на интеллектуальную собственность, сделаем такую работу системной.
Самая амбициозная задача Омского НОЦ - взять на себя функцию регионального центра технологического предпринимательства. Сейчас мы работаем над этой задачей вместе с экспертами РАНХиГС и с командой, в которую вошли специалисты АНО "Омский НОЦ", министерства промышленности и министерства экономики Омской области, ОмГТУ и ООО "Ястро-Инновации". В рамках этого направления мы прорабатываем два проекта, которые имеют все шансы коммерциализации и выхода в реальный сектор экономики.
На правах рекламы