23.08.2022 10:20
Поделиться

Почему инженерные профессии не востребованы в региональных вузах

После вступительной кампании университеты объявили дополнительный набор студентов на бюджетной основе. Больше всего вакансий на инженерных и технических направлениях.
В этом году на бюджетные места смогут поступить более 64 процентов выпускников школ.
В этом году на бюджетные места смогут поступить более 64 процентов выпускников школ. / Татьяна Кравченко

По данным минобрнауки РФ, в этом году на бюджетные места смогут поступить более 64 процентов выпускников школ. При этом свыше 70 процентов мест отдано региональным вузам, а акцент сделан на инженерные специальности. Однако именно здесь и образовался недобор.

Бюджетные места для будущих ядерщиков, криогенщиков, самолетостроителей, баллистиков, энергетиков, гидродинамиков и других специалистов оказались вакантными и в сибирских вузах. В новосибирском политехе абитуриентов ждут на одиннадцати специальностях, в Томском и Омском госуниверситетах - на пяти.

Эксперты называют несколько причин.

"В этом году не было второй волны поступления. Если раньше абитуриенты могли подавать документы в пять разных вузов на десяток специальностей, а кто не прошел, имел право на повторное зачисление, то теперь им в этом отказано даже при наличии высоких баллов, - пояснили в министерстве образования Омской области. - Прежний порядок давал больше возможностей выпускникам для поступления, однако создавал неразбериху. Абитуриент с высоким баллом мог оказаться зачисленным в два-три вуза, а аттестат предъявить в начале учебного года. Поэтому университеты постоянно не досчитывались первокурсников. Теперь стать студентом дважды не выйдет. Определиться с будущим и принести аттестат в конкретный вуз абитуриент должен до зачисления".

Альма-матер избавились от "мертвых душ", но из-за цейтнота осложнилась жизнь иногородних претендентов. Ребята с хорошими баллами, но не прошедшие конкурс в столичных вузах, остались за бортом. В неудобном положении оказались и университеты, вынужденные набирать на оставшиеся места не самых лучших выпускников.

Подвела вузы и физика, которая в этом году впервые выбыла из тройки самых популярных ЕГЭ, уступив информатике. При этом, по данным минобрнауки, каждый четвертый выпускник, сдавая тест по физике, не смог набрать балл, необходимый для поступления в инженерный вуз.

Эта проблема касается качества школьного образования и стоит ребром уже не первый год. Чтобы ее решить, в ОмГТУ даже открыли физический интернет-лицей. Но охватить он может лишь часть выпускников региона.

В целом приемную кампанию - 2022 года эксперты в Министерстве образования и науки РФ считают успешной. В большинстве университетов бюджетные места заполнены на сто процентов. Что касается некоторых инженерных и технических направлений, то приемная кампания здесь продолжается и завершится 5 сентября.

Другой вопрос, смогут ли новые инженеры эффективно решать задачи импортозамещения, инноваций и прорывных технологий. Специалисты все чаще высказывают мнение о необходимости новых подходов в высшем образовании. В июне этого года в Госдуме РФ состоялся круглый стол "Болонская система: вход и выход". Вопросов много, главный - кадровый.

- Одно из узких мест в системе подготовки будущих инженеров - отсутствие достойных преподавателей, - подчеркивает доцент кафедры теплоэнергетики ОмГУПС, заслуженный энергетик России Виктор Гаак. - Причина - финансовая. Оплата труда вузовских педагогов мизерная, а разница зарплаты доцента и профессора составляет пятнадцать-двадцать тысяч рублей.

Оставляет желать лучшего и система организации студенческой практики. Устроить ребят на хорошее предприятие - целая проблема, поскольку производства либо к этому не готовы, либо походящих площадок нет вообще. В последнее время крупные компании ("Газпром нефть", "Омсктехуглерод", ПО "Полет") совместно с вузами открывают в цехах филиалы базовых кафедр. Но такое происходит далеко не везде, и энергетика - не исключение.

- По собственному опыту знаю, что строить успешную карьеру в отрасли вполне могли бы выпускники техникумов. Однако сейчас их можно по пальцам пересчитать, - говорит Виктор Гаак. - Очевидны проблемы и в организации учебного процесса. Раньше вузовские образовательные программы разрабатывали научные институты. Сейчас - сами преподаватели, поэтому и эффект от их внедрения соответствующий. В вузах до сих пор мало кто понимает, зачем ввели эти две ступени образования. Возможно, если программы подготовки бакалавров сориентировать на будущих начальников цехов, а магистрантов - на новых руководителей предприятий, все встанет на свои места.

Впрочем, чтобы привлекать достойных специалистов, должны развиваться и сами отрасли. Пока та же энергетика - это старые турбины и импортное оборудование.