По словам градоначальника, дорожная инфраструктура города совершенно не рассчитана на нынешний автомобильный поток: ежедневно в Кисловодск въезжает в среднем 11-12 тысяч машин.
- В курортной части парковочные места для отдыхающих никогда не предполагались. Согласно градостроительным планировочным документам предусматривались лишь стоянки для больших туристических автобусов, которые возили экскурсионные группы. В советское время иногороднему транспорту было запрещено въезжать в Кисловодск. Это помогало сохранить хорошую экологическую обстановку на курорте и, самое главное, сберечь его лечебный воздух, - пояснил корреспонденту "РГ" Моисеев. - Городские улицы не предназначены для такого количества автомобилей, водители паркуют их как попало и где попало. При этом огромное количество машин приводит к загрязнению воздуха выхлопными газами и пылью.
Власти Кисловодска намерены бороться с наплывом транспорта с помощью двух нововведений. Первое - в муниципалитете хотят все парковки в центре города сделать платными. Второе - у въезда в город организовать перехватывающие стоянки с видеонаблюдением, от них к Курортному парку будут курсировать большие низкопольные экологически чистые автобусы.
Конечно, такие инициативы требуют в перспективе серьезной транспортной реформы в городе. Ведь туристам и местным жителям нужна достойная альтернатива личным автомобилям. В первую очередь, качественный общественный транспорт.
- Больших автобусов в городе нет с советских времен, по дорогам ездят только микроавтобусы. Давно обсуждается переход на экологически чистый транспорт. К сожалению, реформа общественного транспорта в небольшом городе выглядит пока трудновыполнимой задачей из-за невысокой рентабельности перевозок, но мы ее решаем, - продолжает глава Кисловодска.
Обустроить платные парковки планируется главным образом вокруг Курортного парка. Всего здесь 139 зон, где можно оставить автомобили. Прежде всего, нужно снизить нагрузку на основные пешеходные туристические маршруты. Кроме того, рассматривается возможность переноса некоторых социальных объектов подальше от туристической зоны, чтобы у гостей не возникало соблазна занимать парковки возле них.
О тарифах же на платных стоянках говорить пока преждевременно, считает Евгений Моисеев. Однако уже известно, что местные жители получат льготы. Кроме того, тариф может быть плавающим и зависеть от количества свободных машино-мест.
По словам главы Кисловодска, специалисты администрации изучили опыт нескольких городов, в том числе Калуги и Белгорода. Также планируется провести консультации с компаниями, которые специализируются на обустройстве платных парковок. На разработку детализированного проекта может уйти несколько месяцев. При этом расположение новых стоянок будет зависеть от горожан, заверил Моисеев. Хотя он уверен, что большинство кисловодчан идею поддержат.
Недовольные платными парковками будут всегда, это неотъемлемое следствие реформ, считает урбанист Андрей Черняков.
- Такие идеи никогда не воспринимаются обществом только положительно, да и не должно так быть. Однако платные стоянки - это плюс для всех горожан. Местные жители смогут нормально парковаться. Уменьшится количество пробок. Город получит дополнительный доход, - говорит Черняков. - По-другому управлять транспортной ситуацией невозможно. В муниципалитете имеют полное право вводить плату за парковку, если считают это нужным.
Кстати, стоит отметить, что идеи как-то урегулировать трафик в центре курорта периодически предлагают не только власти, но и общественники. Самые рьяные защитники экологии то и дело выходят с инициативой вернуть запрет на въезд в центр, но подобное решение в муниципалитете считают неправильным, так как оно ограничивает автомобилистов в правах. Нынешние же инициативы обсуждались и раньше.
- Это была не просто идея, а практически реализованный в 2010-2011 годах проект. Тогда была поднята тема ограничения въезда иногороднего транспорта, потому что главный источник загрязнения кисловодского воздуха - автомобили, на них приходится 95 процентов выбросов, - объясняет эколог Павел Мартиросов.
По его словам, уже тогда был научно доказан серьезный ущерб, который машины наносят одному из важнейших бальнеологических ресурсов:
- Кисловодск окружен горами. Воздушные массы идут только вдоль русел рек: с юго-востока на северо-запад. Но так как город застроен, в том числе многоэтажными домами, потоки воздуха не проходят насквозь, как раньше. Пыль, смог, которые образуются в результате выхлопов газов, не выветриваются, и мы ими дышим. Свои целебные свойства воздух сохраняет только в парке и на возвышенностях.
Эксперт надеется, что для перехватывающих парковок выберут такие места, где их строительство не нанесет ущерб природе, например не придется рубить деревья. По словам Мартиросова, на той территории, где стоянку собирались сделать десятилетие назад, возвели спорткомплекс. В качестве альтернативного участка эколог предлагает территорию автовокзала, который уже не пользуется такой популярностью, как раньше, но обладает значительной площадью. Часть этой территории можно было бы отдать под перехватывающую парковку.
- Идея хорошая. Слава богу, ее реанимировали. Но, надеюсь, она будет воплощена без ущерба для природы, - добавил Мартиросов.