Проблему эксперты видят в нерентабельности небольших торговых точек, которые постепенно вытесняют "сетевики" и современные маркетплейсы. Сегодня предприниматель на селе сталкивается с высокими рисками на фоне дорожающей логистики и высоких закупочных цен на импортные товары. Делать более высокую наценку - не вариант, поскольку продукцию просто не будут покупать. Многие не вытягивают локальную бизнес-историю и закрываются. В результате жители остаются без единственного источника продовольствия, находящегося в шаговой доступности, и вынуждены ехать за десятки, а то и сотни километров в районный или областной центр, чтобы закупить продукты на неделю.
Прошлогоднее распоряжение федерального правительства N 208-р рекомендовало регионам обеспечить максимальную доступность торговых точек для жителей. Сделать это предполагали посредством увеличения числа рынков, ярмарок и прочих торговых объектов. Для региональных властей такой подход стал настоящим вызовом: для ярмарок и рынков нужна массовость, для новых объектов торговли - перспектива хорошей выручки. Поэтому основные усилия сосредоточили на автолавках, которые частично решили проблему с продовольствием на селе.
В Калининградской области, например, разработали отдельную программу субсидирования автолавок. Условия довольно простые: если предприниматель привозит товары в удаленные поселки региона не менее двух раз в неделю, то он может компенсировать до 70 процентов затрат на покупку магазина на колесах. По данным областного минэкпрома, в прошлом году на эти цели выделили 2,8 миллиона рублей, которые между собой поровну поделили два региональных ретейлера. Субсидии помогли им обновить автопарк и наладить поставки в ранее недоступные населенные пункты.
- Мы совместно смогли реализовать программу по автолавкам и доставке продуктов питания. Готовы дальше развивать эту инициативу, а также проекты потребкооперации, которые позволят калининградским фермерам реализовывать собственную продукцию, - пояснил губернатор Калининградской области Антон Алиханов.
Похожая программа действует и в Карелии. В этом году сумму компенсации увеличили вдвое - до трех миллионов рублей. В республиканском министерстве экономического развития сообщили, что предприниматели теперь могут компенсировать до 90 процентов затрат (вместо ранее установленных 80 процентов. - Прим. ред.) на покупку новых машин или прицепов для автолавок. Это должно подстегнуть ретейлеров к более активным действиям.
В Вологодской области зимой 2022 года состояние сельской торговли оценивали как критическое. На тот момент из девяти тысяч магазинов, работающих в регионе, на селе жителей обслуживали не более двух тысяч торговых точек. Главная сложность заключалась в том, что располагались они на достаточно большой территории. Некоторые покупатели из отдаленных районов не могли добраться до магазинов. Решить проблему помогла возрожденная облпотребкооперация.
- Это позволило в период сложной экономической ситуации избежать дефицита товаров на полках магазинов и в социальных учреждениях. Сейчас Вологодчина входит в число немногих регионов страны, кто развивает облпотребкооперацию. Этот опыт мы готовы тиражировать по всей России, - подчеркнул губернатор Вологодской области Олег Кувшинников. - В систему входят 66 юридических лиц, 344 магазина, 67 автолавок. Они поставляют продукцию по всему региону, особенно в труднодоступные и малочисленные населенные пункты. Услугами сельской торговли пользуются более 170 тысяч жителей области.
Если говорить об общероссийских тенденциях, то для небольшой сельской торговли они выглядят неутешительно. Все большую популярность сегодня приобретают маркетплейсы, на которых онлайн можно заказать практически любой товар с доставкой на дом. Пока такие сервисы характерны для крупных городов, однако их география постепенно расширяется.
Услугу по оформлению заказа из дома сегодня предлагают более 70 процентов российских ретейлеров и предприятий общепита. Аналитики подсчитали, что на доставку у компаний, активно развивающих дистанционные сервисы, уже приходится более половины всех заказов. У крупных ресторанных сетей этот показатель может доходить до 80 процентов. При этом для доставки продукции компании используют как собственные курьерские службы, так и популярные доставочные сервисы. В онлайн бизнес активно ушел в период пандемии коронавируса, когда многие заведения и магазины были закрыты из-за установленных ограничений.
По данным опроса Национального исследовательского университета ВШЭ, наибольшей популярностью пользуются доставка продуктов (54 процента) и готовой еды из кафе и ресторанов (42 процента). Большинство покупателей при этом отмечают, что подобные сервисы делают магазины и рестораны более доступными для малообеспеченных жителей регионов, несмотря на стоимость доставки.
- Если мы проанализируем результаты опроса, то увидим, что основными клиентами доставочных сервисов являются не только люди с ограниченными возможностями. Маркетплейсы сегодня популярны среди молодых мам, которые сидят дома с детьми, и даже среди пенсионеров, освоивших современные технологии, - прокомментировал калининградский аналитик Игорь Свердлов. - Они, однозначно, продолжат расширяться и выходить за пределы мегаполисов, областных и районных центров. Сегодня в небольших городах и поселках уже открываются пункты выдачи заказов из популярных онлайн-магазинов. Пока процесс тормозит недостаточно развитая телекоммуникационная инфраструктура на местах, но это вопрос времени.
Действующее законодательство устанавливает нормативы площади объектов розничной торговли в зависимости от количества граждан, проживающих в конкретном городе или поселке. На одну тысячу жителей - 202 квадратных метра продовольственных магазинов и 387 "квадратов" непродовольственных.
1,8 процента - доля онлайн-продаж в общем обороте российского продуктового ретейла.