По данным ассоциации "Народные художественные промыслы России", в настоящее время рынок включает около 500 предприятий из 68 регионов, численность работников - более 15 тысяч человек. Общий объем производства отрасли в 2021 году составил 8,2 миллиарда рублей, при этом объем государственной поддержки - 1,2 миллиарда. Такой значительный объем субсидий обусловлен значительными потерями отрасли в 2019-2020 годах. В 2020 году, по данным Минпромторга РФ, падение объемов производства и продажи продукции НХП доходило до 70 процентов и более 60 процентов предприятий НХП стали убыточными или низкорентабельными. В результате отрасль была признана одной их самых пострадавших, что и повлекло запуск специальных мер поддержки. Субсидирование организаций сферы НХП происходит в рамках основной госпрограммы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности". Объем годовых субсидий программы за пять лет варьировался в пределах от 450 до 834 миллионов рублей. В настоящий момент в ряде регионов реализуются специальные проекты сохранения и развития уникальных производств.
Созданные меры поддержки крайне необходимы отрасли не только для компенсации потерь ковидного периода. У предприятий и индустрии в целом есть целый ряд системных проблем, накопленных еще со времен распада СССР. Это и устаревшая материально-техническая база, утрата технологических секретов уникальных производств, старение кадров, потеря качества и художественного уровня продуктов из-за необходимости сокращения издержек производства, отсутствие кооперации производств, что сильно удорожает логистику и маркетинговые затраты, недостаточность современных форм дизайна.
Помимо роста федеральных и региональных мер прямой финансовой поддержки индустрии, мощным инструментом развития сейчас может стать включение народных промыслов в индустрию туризма. И здесь речь должна идти не только о сувенирной продукции, но и о более масштабных проектах интеграции локальных смыслов и традиций в территориальный маркетинг. Идеи народных промыслов - это своеобразный концентрат истории, языка, верований, культуры людей, проживающих на той или иной территории. Именно этот набор смыслов и составляет идентичность территории - тот самый магнит, который вдохновляет людей приехать и узнать о ней больше. Поэтому при разработке планов развития территорий, проектировании объектов показа и сервиса, дизайн-кодов, создании брендов и концепций позиционирования крайне необходимо опираться на художественные, исторические принципы, хранящиеся в народных традициях. Это позволит создавать комплексные кластеры с дифференцированными источниками дохода, что сделает индустрию более устойчивой.
Именно такое сочетания финансовых и маркетинговых инструментов поддержки поможет сделать продукты НХП вновь узнаваемыми и желанными для жителей страны.