Однако, как считают представители Ассоциации туроператоров России (АТОР), мультимодальная перевозка в Анапу вряд ли будет пользоваться большим спросом, особенно у жителей Москвы и Санкт-Петербурга.
- Мы своим туристам такую перевозку не предлагаем, - рассказал гендиректор туроператора "Дельфин", вице-президент АТОР Сергей Ромашкин. - Долго, дорого. Удобнее сразу в Анапу поездом или автобусом. В этой перевозке заложен довольно высокий тариф на авиаперелет.
На курорт проще добраться прямым автобусом, чем со стыковкой. Скорее единые билеты будут востребованы у региональных туристов.
Самый короткий путь от Санкт-Петербурга до Анапы - через Минеральные Воды с пересадкой на автобус. Стоимость билета в одну сторону - 14 тысяч рублей, время в пути - 19 часов 40 минут. А самый дешевый билет — из Санкт-Петербурга: 6,6 тысячи - через... Москву, а дальше также на автобусе до Анапы.
Туристам из Москвы действительно стоит присмотреться не к мультимодальной перевозке, а к прямому поезду или автобусу. Но на самые быстрые поезда билетов в продаже уже нет. На те, что идут более суток, еще можно подобрать билет в диапазоне от четырех до 6,5 тысячи рублей в одну сторону, есть купе и плацкарт. А билеты на прямой комфортабельный автобус до Анапы у туроператора "Дельфин" стоят от 9,5 тысячи рублей на двоих.
Кстати, про сутки в пути. Для сравнения: даже экзотический рейс венесуэльской компании Conviasa из Москвы в Каракас с техпосадкой в Тегеране, и тот длится 21 час туда и 19 часов обратно. Еще порядка трех часов занимает путь до курортного острова Маргарита.
А вот в Геленджик из Москвы, например, добираться несколько удобнее, чем в Анапу. Предлагается 13 вариантов мультимодальной перевозки "авиа + автобус" с пересадкой в Ставрополе. Стоимость билетов - от восьми до 12,1 тысячи рублей, время в пути - от 14 часов.
Также столичным путешественникам, вероятно, приглянется вариант поездки со стыковкой в Краснодаре. Туда можно добраться за 11,5 часа и 17,5 тысячи с пересадкой на "Ласточку" в Сочи.
Вероятно, мультимодальная перевозка имеет гораздо больше смысла для туристов из более дальних, чем Центральная России, регионов. Например, из Екатеринбурга до Сочи можно добраться за 22 часа и 22 тысячи рублей. Правда, с двумя пересадками: в Москве и в Сочи - на "Ласточку". Есть еще одно но: мультимодальная перевозка не представлена в системах бронирования, которыми пользуются туроператоры.
- Нам такой билет не выписать, их нет в нашей системе, - признались туроператоры компании "Интурист".
Специалисты подчеркивают: это вовсе не значит, что мультимодальная перевозка не нужна или бесполезна. Даже если сейчас она не принесет конкретной пользы туристическому рынку и не решит проблемы закрытых аэропортов юга, то в будущем однозначно пойдет во благо развитию транспортной инфраструктуры в стране.
В "Аэрофлоте" полагают, что мультимодальная перевозка облегчит путешественникам поиск билетов.
Одним из самых удачных решений стало открытие рейсов "Ласточки" прямо из аэропорта Адлера до Анапы с удобным интервалом отправления, соответствующим прибытию рейса "Аэрофлота". Из всех вариантов мультимодальной перевозки в Анапу именно этот выглядит лучше и разумнее. Приобрести комбинированный билет можно на сайте авиакомпании и на сайте аэропорта Сочи, Анапы и Краснодара.
Поезд курсирует каждый день.
- В составе - пять вагонов, 405 мест, но из-за увеличения пассажиропотока в Адлере мы прицепляем еще столько же вагонов, и количество мест увеличивается вдвое, - отметил начальник поезда Роман Чеботов. - Сейчас свободных уже нет.
Как отметил заместитель гендиректора ФПК по сервисному обслуживанию и продажам Станислав Зотин, в последнее время их компания фиксирует значительное увеличение пассажиропотока.
- За лето мы планируем перевезти примерно 41 миллион пассажиров, - поделился он. - Для этого используется максимальное количество ресурсов компании, около 14,5 тысячи вагонов, добавлено более тысячи поездов (свыше 11 миллионов мест) на южные курорты страны. По сравнению с прошлым годом пассажиропоток вырос на 18 процентов и за лето может увеличиться до 30 процентов. Это даже больше допандемийного. Поезд Сочи - Анапа пользуется большой популярностью: на август продано 30 тысяч билетов, из которых более 17 тысяч - в направлении Анапы.
По словам заместителя гендиректора по коммерции и финансам "Аэрофлота" Андрея Чиханчина, с июня по сентябрь авиакомпания планирует перевезти более миллиона пассажиров.
- В этом сезоне мы открыли 13 прямых маршрутов - из Новосибирска, Красноярска и других городов, - объяснил он. - Сейчас нельзя долететь напрямую во многие города, а комбинированные перевозки призваны это компенсировать. Мы считаем, что проект перспективный, и сейчас расширяем географию таких перевозок. Стандартный билет стоит примерно десять тысяч рублей.
Что касается билета на поезд от Сочи до Анапы, то его стоимость варьируется в пределах 1-1,5 тысячи рублей, добавил Зотин.
- Мы прилетели в Сочи из Красноярска вдвоем с мужем, билеты на самолет туда и обратно нам обошлись в 45 тысяч рублей, а билеты на поезд от Сочи до Анапы - в 3130 рублей, - уточнила отдыхающая Ольга Маслова. - Очень удобно.
Сейчас горячий сезон, и туристам нужно заранее планировать поездку.
Отметим, что особых надежд на скорое открытие прямого авиасообщения с черноморскими курортами пока нет ни у политиков, ни у туроператоров. Так, например, в системах бронирования не удается найти ни одного билета в закрытые аэропорты юга России вплоть до конца года: авиакомпании просто сняли все эти рейсы с продажи.
Алексей Комаров, управляющий директор аэропорта Сочи:
- Пассажиропоток с начала года составил более шести миллионов. Комбинированные перевозки повышают привлекательность аэропорта Сочи для пассажиров и выполняют задачу повышения транспортной доступности. Мы прорабатываем дальнейшую программу взаимодействия с ФПК и "Аэрофлотом" для того, чтобы такие перевозки осуществлялись на постоянной основе и стали привычными для наших гостей. Аэропорт работает в штатном режиме, столпотворения нет. Мы составили расписание таким образом, чтобы исключить скопление пассажиров. При этом бывают изменения в расписании, но они связаны с рядом причин, не зависящим от аэропорта Сочи. Мы работаем в кооперации с нашими коллегами из авиакомпаний и делаем все, чтобы пассажирам было удобно.