Как раз о тех, кто пьет часто, но не считает дозы опасными, шла речь на одном из последних совещаний у президента. Он обозначил зреющую проблему: показатель заболеваемости с диагнозом "алкоголизм" в 2021 году в регионе-середняке - Владимирской области составил 122,6 случая на 100 тысяч человек, что превышает средний показатель по стране.
- Попадание в цель, - считает соавтор доклада о демографической ситуации проекта "Трезвая Россия" Султан Хамзаев. - На первый взгляд Владимирская область - обычный регион второго десятка в рейтинге трезвости. Его, кстати, в 2021 году возглавили Ингушетия и все республики северного Кавказа, Краснодарский и Ставропольский края. Наоборот, неблагополучные, с точки зрения перебора алкоголя, - Ненецкий АО, Чукотка и Еврейская АО. А вот середняки - регионы Урала и Сибири, Ярославская область, северное Поволжье и все та же Владимирская область обозначили рост относительно новой угрозы - "вечерний" и "пивной" алкоголизм.
По данным "Рейтинга", через вечер, каждый вечер в центральной части страны к алкоголю привыкает каждая пятая семья. "Шла за кефиром, а купила бутылку вина", - уже не шутка, а статистика. Но такие люди алкоголиками себя не признают. "Это форма расслабления", - говорят женщины. "Я не пью, я снимаю стресс", - вторят им мужчины. "Алкосомелье" в шутку себя называют многие. У врачей иное мнение. Как объяснил главный внештатный психиатр Минздрава РФ, гендиректор НМИЦ имени Сербского Зураб Кекелидзе, алкоголь - один из способов адаптации к проблемам, которые есть в жизни. Таких способов много. Кто-то переедает, кто-то спит, "глушит" себя работой или заботами по дому, кто-то подсаживается на компьютерные игры, кто-то - на наркотики. Мужчины до регулярных возлияний, как правило, переедают, женщины много покупают одежды, в том числе в кредит. Впрочем, эти симптомы в форму заболевания, которое разрушает жизнь, переходят редко, но алкоголизм быстрее других настигает через привычку расслабляться. Чаще пьют мужчины, но доля женщин составляет уже 38% от больных. Она выросла в том числе за счет любви к выпивке обеспеченных дам, которые выбирают дорогие напитки. Они уверены, что качественный алкоголь не вызывает привыкания, и попадают в ловушку. Мужчины предпочитают крепкие напитки.
Однако самым востребованным остается слабый алкоголь - пиво (см* инфографику). Рост его потребления связан с доступностью и с тем, что его ценит молодежь, которая начинает с одного раза в неделю, а потом переходит на режим "через день". По данным ВЦИОМ, в 2021 году число пивных алкоголиков среди девушек составило 19%, среди юношей - почти 33%, а их средний возраст снизился до 17 лет.
Зураб Кекелизде считает алкоголизм комплексным заболеванием. "Зависимость развивается от слабостей, - говорит он. - У кого-то она вызвана наследственностью, у кого-то психологическим привыканием, у кого-то социальными или духовными факторами". Их сочетаемость, полагает врач, обостряет проблему. Но главная засада для человека в том, что он часто не может понять, когда алкоголь из статуса вкуса или "пищевой добавки" переходит в статус ложного антидепрессанта. Один из признаков болезни - человек из самоуважения не сознается в привычке выпивать регулярно.
Чтобы не доводить до самолечения и тем более до медицинского вмешательства, считают врачи, запрещать ничего не надо, нужно внедрять здоровый образ жизни (ЗОЖ), развивать инфраструктуру для занятий спортом, отдыхать, поднимать интерес к культуре и параллельно - стандарты культуры пития. "Не больше фужера за прием пищи, - настаивают врачи, и лучше в выходные".
- Отговорка "я не пьяница, я тихий алкоголик" стала формулой самооправдания, - считает доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ Сергей Ениколопов. - Это формула патологии, она разрушает не только здоровье. За одним бесом тянется легион - рост преступности, по статистике МВД, 33% преступлений совершаются пьяными, обеднение и опустение когда-то многолюдных городов и сел.
Как считает Ениколопов, из-за системных мер ситуация с трудом налаживается, но сопротивление - неповоротливость госмашины, интересы бюджета и теневой ресурс "алкогольного лобби" - тормозит внедрение ЗОЖ. В частности, бесполезной уловкой он назвал идею по аналогии с пачками на сигаретах наносить устрашающие картинки на этикетки бутылок со спиртным, потому как потребление табака не снизилось.
С ним солидарен директор Центра информационных коммуникаций "Рейтинг" Арсен Аристакесян. Он напомнил, что неумелая борьба с алкоголизмом в 80-е лишь снизила развитие виноградарства. В доказательство он привел данные "Национального рейтинга трезвости": низкий уровень больных алкоголизмом как раз там, где развивают виноградарство, это Северный Кавказ (все республики, Ставропольский и Краснодарский края). Регионы, вошедшие в десятку лидеров по минимальному уровню больных алкоголизмом или близкие к ней регионы, где с переменным успехом идет пропаганда ЗОЖ, - города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Владивосток) и южные регионы - Ростовская, Волгоградская области, и к ним приближается Астраханская область.
Пока одни страны обеспокоены высоким числом выпивающих граждан и пытаются пропагандировать ЗОЖ, правительство Японии решило поступить наоборот. Власти страны планируют провести конкурс, чтобы увеличить потребление спиртных напитков. Решение приняло Национальное налоговое агентство (NTA) Японии. Кампания Sake Viva! продлится до 9 сентября. Принять участие в ней могут граждане в возрасте от 20 до 39 лет. От них ждут пиар- и бизнес-идеи, которые повысят привлекательность национального алкоголя среди молодого населения. При этом речь идет не только о традиционном японском напитке саке, но и о местных марках пива и других напитках. Организаторы конкурса напоминают участникам, что следует помнить о "новой реальности", пришедшей в страну в связи с пандемией коронавируса. В частности, конкурсантам следует принять во внимание, как COVID-19 оказал влияние на социальные контакты и изменил алкогольные предпочтения. Кроме того, руководители конкурса поддержат идеи, которые будут использовать современные технологии и концепции метавселенной.
Что же побудило Токио организовать кампанию по спаиванию молодежи? Ответ - за последние десять лет поступления в бюджет с продажи алкоголя сократились почти в два раза - с 3% в 2011 году до 1,7% в 2020 году. При этом пандемия коронавируса, пик которой пришелся на 2020 год, сократила поступления в казну более чем в 10 раз по сравнению с 2019 годом. Больше всего пострадала пивная индустрия. Объем продаж этого напитка упал на 20%.
Однако не все в Японии восприняли идею положительно. Хироюки Нисимура, основатель одного из самых крупных форумов в мире 2channel, обрушился с критикой на правительство. На своей странице в Twitter он написал, что налоговые органы не должны заниматься популяризацией алкоголя. Другие пользователи поддержали его и предложили властям повысить налог на алкоголь, а не увеличить уровень потребления. А вот представители японского минздрава сдержанны. Они выразили надежду на то, что потребление спиртных напитков будет происходить в умеренных дозах.
Подготовил Дмитрий Кулемякин