Почему белорусская ягода, доезжая до московских магазинов, дорожает в пять раз

С 2010 года урожайность плодов и ягод в Беларуси выросла в 3,7 раза.
С 2010 года урожайность плодов и ягод в Беларуси выросла в 3,7 раза. / Виктор Драчев / ТАСС
На днях коллега вернулась из Беларуси и удивила рассказом о том, что в Минске много вкусной и дешевой ягоды - мол, отборная голубика в гастрономе стоит всего-то 260 рублей за килограмм! Очень захотелось голубики. На моем участке она не растет, рынка поблизости нет. Пошел с кузовком в ближайшие супермаркеты в надежде прикупить недорогой белорусской ягоды. А почему нет? От границы Беларуси до Москвы всего семь-восемь часов езды, привезти в наши магазины ягоду - велика проблема? Но оказалось, я погорячился...

Поход в местные супермаркеты разочаровал. С ягодами просто беда! Они есть, но почему-то по баснословным ценам. И преимущественно с другого континента. Из ягод российского сбора на полках можно встретить только клубнику и крыжовник (по 750 рублей за килограмм). Белорусского происхождения нашел голубику: мелкая, по шок-цене по 499 рублей за килограмм, отборная - по 1280 рублей за килограмм. Малина по 900 рублей. И то только в одном супермаркете. В остальных - все иностранное и издалека. Хуже всего в России, судя по всему, с ежевикой и малиной. Первую к нам привозят аж из Перу и продается она по цене 350 рублей за 125 граммов (2700 руб. за килограмм), а вторую - из Марокко (140 рублей за контейнер такого же объема). Да что там говорить - даже красная смородина на полках не наша, российская, и не белорусская, а ливанская, 200 рублей за те же 125 граммов.

Почему в магазинах Москвы нет белорусских ягод? Об этом я спросил председателя Совета Ягодного союза Вячеслава Пленкина.

Прежде всего, подчеркнул эксперт, сетевые магазины Москвы совсем не являются показателями фактической цены на ягоду. "Дело в том, что ягода для таких торговых точек не является товаром, на котором они зарабатывают. Это имиджевый продукт, который продается малыми объемами и просто "должен быть" на полке каждого хорошего правильного магазина", - объясняет Вячеслав Пленкин.

При этом главная проблема дороговизны в этом сегменте, продолжает он, заключается в том, что цена на товар формируется на единственном оптовом продовольственном рынке, по сути, монополисте. "Вход" на этот рынок обойдется продавцам ягод в очень серьезную сумму. А все сопутствующие сборы потом перекладываются из оптовой цены в розничную, и в итоге на прилавке мы и получаем ситуацию, когда килограмм клубники обходится покупателю почти в тысячу рублей, констатирует эксперт. И добавляет, что в итоге оптовая и розничная цены в среднем отличаются в 2-3 раза.

Тем не менее белорусские производители ягод во многом ориентированы именно на российский рынок, успокаивает он. "Я в мае был в нескольких белорусских хозяйствах и общался с производителями. И сегодня практически все серьезные хозяйства поставляют свои ягоды к нам. Потому что четко понимают, что реальный сбыт на их объем может предоставить только Россия", - рассказывает он.

Так почему же в самый сезон белорусских ягод в магазинах практически нет? Один из ответов кроется в желании продавцов ягод получить максимальную прибыль, объясняет Вячеслав Пленкин. "Ряд крупных белорусских производителей ягод работают с отечественными сетями, поставляя в них так называемую раннюю ягоду, когда спрос на нее в начале сезона очень высок. Цены поставки, соответственно, тоже высоки, и этот бизнес получается наиболее выгодным", - рассказывает эксперт.

Еще один немаловажный момент заключается в специфике работы российских сетевых супермаркетов. "Процедура захода продавца ягод в сеть достаточно длительная. Товар принимается по определенной процедуре через распределительный центр, оформляется очень много документов-обязательств. Получается, что, по сути, ты еще ягоду не привез, но ты уже должен. А ягода - товар, с которым необходимо работать быстро. К тому же не все производители готовы обеспечить соответствующее сетевым стандартам постоянное и стабильное качество и необходимые к реализации объемы", - констатирует председатель Совета Ягодного союза.

Многие производители ягод из Беларуси ориентированы именно на российский рынок

Выходит, что в московских супермаркетах мы белорусской ягоды не увидим? "Ни одна сеть в Москве никогда не продаст столько ягоды из Республики Беларусь, сколько ее продается на площадках рынков. Просто потому, что это на данном этапе невыгодно ни владельцам сетевых магазинов, ни покупателям", - резюмирует эксперт.

Впрочем, у рядового москвича, зашедшего в магазин в надежде прикупить недорогой сезонной ягоды, вряд ли есть желание разбираться во всех этих закулисных нюансах. Да и рынков в Москве - по пальцам можно пересчитать. А вот то, что ягода из Беларуси на прилавках столичных супермаркетов по столь неадекватной цене, вызовет законное раздражение - это почти свершившийся факт. Тем более, когда покупатель отовсюду слышит бойкие рассказы об импортозамещении.

Как в Беларуси

Беларусь все активнее развивает ягодный бизнес. По словам специалистов, сегодня особенно выгодно заниматься выращиванием голубики, малины, клубники. На пике популярности и черная смородина.

За десять лет производство плодово-ягодной продукции в общественном секторе Беларуси увеличилось более чем в четыре раза. Как сообщил заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия страны Владимир Гракун, на начало 2022 года заложено 85,8 тысячи гектаров плодово-ягодных насаждений. По сравнению с 2010-м урожайность возросла в среднем в 3,7 раза. В итоге валовой сбор плодово-ягодной продукции достиг 184 тысяч тонн. А в этом году показатели ожидаются еще выше. Специалисты агропредприятий и фермерских хозяйств вместе с селекционерами адаптируют к местным климатическим условиям новые виды и сорта ягодных культур, достигая серьезных успехов.

Растет и экспорт. По данным Минсельхозпрода РБ, на 8 августа 2022-го за пределы республики продано 8,8 тысячи тонн продукции. Почти 70 процентов - в Россию. Оно и понятно. У нас единое Союзное государство, а значит, и единый аграрный рынок.

Ягодой номер один по праву считается голубика. В Беларуси плантации этой культуры уже достигли двух тысяч гектаров и постоянно расширяются, районировано 17 сортов. Благо местные природно-климатические условия - одни из лучших для ее возделывания, страна может стать лидером по производству ценнейшей ягоды на постсоветском пространстве.

Чтобы посмотреть, как идет дело, мы побывали у лидеров. КФХ "Синяя птица" основано в 1998 году, начинало с 12 гектаров. С тех пор площади расширились почти в 15 раз. Активно отправляет голубику в Россию и фермерское хозяйство "Алекс и Н". Как признается руководитель Тимур Галицкий, реализация проблем не вызывает. В этом году оптовая цена осталась практически на уровне прошлого года - 6-8 белорусских рублей за 1 килограмм (150-200 российских). Несмотря на холодную весну, урожай порадовал: почти в два раза лучше предыдущего. Более ста гектаров у "Алекс и Н" и под черной смородиной. Но здесь бизнес выстроен несколько иначе: ягода идет на заморозку.

Невозможно представить Беларусь и без клубники. Агрогородок Дворец Лунинецкого района - своего рода клубничная столица. Ставку на нее сделал и Сергей Глущенко из фермерского хозяйства "Титул-Агро". На 130 гектарах - настоящее плодово-ягодное изобилие: земляника садовая, смородина, черная рябина, яблоки, груши… Большое поле для творчества. Да и рентабельность радует. Так, клубника в среднем с гектара дает около 10 тонн. Причем ягод экстра-класса, большая часть которых уходит в Москву.

Далеко не все производители ягод могут соответствовать стандартам сетевых магазинов с точки зрения качества продукции и объемов поставки

Нынешняя весна заметно отодвинула сроки созревания клубники. И в этом, как считает Сергей Николаевич, для белорусских фермеров весомый плюс: меньше конкуренции с российскими коллегами. Да и вообще у клубники - большое будущее. Если объемы потребления овощей и фруктов прирастают в среднем на 1 процент в год, то ягод - на 5-8. И самый большой спрос - на землянику садовую, хотя темпы прироста урожаев тут пока относительно невелики. Так что эта ягода еще долго будет востребованной.

Всерьез занимается земляникой садовой и Виктор Славецкий из КФХ "Славецкого". Летняя ягода вся разошлась в Беларуси, а вот ремонтантная (она как раз только-только начинает созревать) отправится в Россию. Фермер уверен, что там она будет принята на ура при стартовой цене не ниже 10 белорусских рублей. Также Виктор Александрович, пожалуй, один из немногих, кто выращивает на промышленной основе крыжовник. Местная торговля эту ягоду почему-то не воспринимает как ценную, а вот россияне очень даже любят. Только в этом году фермер отправил в РФ 25 тонн по цене 4-5 белорусских рублей (120-150 российских) за килограмм. Цены жителю Москвы могут показаться смешными. И это касается всех белорусских ягод. Однако пока они доедут из Бреста, Гродно или Гомеля до российской столицы, их стоимость возрастает в разы. Свою долю берут перекупы, рыночные торговцы. С торговыми сетями напрямую белорусские фермеры практически не работают: уж слишком много документов нужно предоставить.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться