Разбирая внушительный книжный шкаф, оставшийся после моего дедушки, где хранилась литературная коллекция, собранная членами нашей очень читающей семьи за последние 130 лет, я нашла несколько изданий Семена Надсона конца XIX века. И - воспользуемся частично названием одного из романов Паоло Коэльо - села я и заплакала. От умиления. Потому что Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Толстой - это классика, а Надсон - это эпоха. Эпоха женских блузок с высокими кружевными воротниками под подбородок, народовольцев и земских учителей. Чьи произведения можно было найти в каждой русской образованной семье в 1880? Надсона. Чьи книги можно было найти почти в каждом доме на разных континентах в двухтысячных? Паоло Коэльо. Книги Паоло Коэльо, как и книги Надсона, вероятно, однажды покинут широкого читателя - однако останутся символом эпохи для специалистов и тех, кто еще помнит. Можно привести здесь в пример и кумира гимназисток начала XX века - Лидию Чарскую, автора 80 романов, о которых сегодня, наверное, знают только литературоведы (в том числе благодаря запретам радеющей о детской нравственности Надежды Крупской). С Чарской, на мой взгляд, Коэльо роднит и успех прежде всего у женской аудитории (среднестатистический мужчина обычно осилил один-два романа, и - "мне этого было достаточно").
Паоло Коэльо родился в благополучной семье. В 17 лет поспорил с родителями из-за пресловутого "предназначения", о котором так часто идет речь в его книгах, и оказался в психиатрической клинике, где прошел лечение электрошоком. Связался с анархистами и был заключен под стражу, но отпущен из-за своего диагноза. В Латинской Америке с такой биографией прямая дорога в революционеры, но их время, видимо, миновало, или еще не вернулось, и Паоло Коэльо пошел, пусть и не сразу, в писатели.
И не прогадал. Человек, чья судьба сама по себе достойна романа (и действительно, его книги зачастую автобиографичны), оказался одним из успешнейших писателей рубежа веков. Чем же обусловлен такой невиданный успех и ажиотаж?
Выход Коэльо на литературные подмостки случился как раз в ту эпоху, когда мир в очередной раз принялся за духовные поиски - что можно связать в том числе с неудачей, как сейчас принято говорить, коммунистического проекта. Проект капиталистический продолжал существовать, утверждая свои ценности: время - деньги, и своих "апостолов" и "пророков" - миллиардеров с мультимиллионерами, сделавших себя сами, бизнес-коучей, мотивационных спикеров и так далее, вплоть до сегодняшних финансовых экспертов, обучающих инвестициям в биткоины. На противоположном "духовно-социалистическом" поле появилась вакантная пустота, которую в России, но не только в ней, помимо церкви, успешно стал заполнять собой бразилец Коэльо с его фейжоадой из различных мировых учений, от христианства с привкусом мистицизма до верований Ошо. (и йога. Кстати, в Индии, на родине йоги, один только роман "Алхимик" был продан тиражом около 2 млн. экземпляров - и он до сих пор входит в список ежегодных бестселлеров - 10-ое место в 2017 году).
Безусловно, Коэльо связан с магическим реализмом, - возможно, даже является его своеобразной "лебединой песней", где от магического реализма остаются рожки и ножки собственно магического элемента в той или иной степени и "место производства" - Латинская Америка. Пожалуй, после бразильца писать в этом жанре будет уже не комильфо, настолько он заиграл эти карты. Темы творчества Коэльо понятны и вечно зелены: поиск самого себя и своего предназначения (и даже, я бы сказала, императивная необходимость поиска самого себя: иногда герои и не хотят уже ничего искать, и довольны уже тем, что нашли, и, между прочим, герои, может, и правы, если верить в то, что любое произведение живет и развивается, стоит его начать писать, само по себе, по своим внутренним законам, а автор говорит - нет уж, давай, ищи клад до победного, оставляя читателя в недоумении); любовь - как агапэ, так и каритас, иногда эрос; дружба. Свои постулаты Коэльо повторяет "в лоб" страница за страницей, видимо, по принципу нейролингвистического программирования, иногда с эффектом электрошока, и это роднит его с бизнес-литературой эффективных менеджеров, широко представленной на "Амазоне". Герои картонны, их чувства и поступки большую часть времени мотивированы лишь идеологией автора. Литературные критики не устают громить Коэльо, однако это не мешает народной любви. "Не смейтесь над надсоновщиной, - писал О. Мандельштам, - это загадка русской культуры и в сущности непонятый ее звук, потому что мы-то не понимаем и не слышим, как понимали и слышали они". Возможно, мы - коллективное человечество конца XX - начала XXI века, - так понимаем и слышим?
Лично для меня Паоло Коэльо остался где-то в начале двухтысячных. Однажды в те времена словенский знакомый пригласил меня на свой день рождения в Любляну, а сотрудник турагентства спросил: "Где это?" "Так все это правда!" - подумала я, как раз недавно дочитавшая "Вероника решает умереть" (напомню, героиня романа в предсмертной записке утверждает, что решила покончить с собой из-за того, что люди в мире не знают, где находится ее родная Любляна). Однако Коэльо до сих пор выпускает по книге раз в два года.
Коэльо упрекают в примитивном вокабуляре и синтаксисе - но благодаря этому он понятен самому неискушенному читателю. Возможно, не все смогли преодолеть сложносочиненные произведения Ж. Сарамаго, М. Варгаса-Льосы, Х. Л. Борхеса и Ж. Амаду (которому достался весь бразильский юмор и ирония, так что на долю Коэльо уже не хватило), но романы Коэльо покорились многим: они, помимо всего прочего, большей частью коротки и всегда притчеобразны - и в этом часть их успеха (и тут вспоминаются Библия и рассказы Л. Н. Толстого для обучения грамоте на закате жизни). Кстати, к вопросу об оглушительном успехе юбиляра в России: Бразилия, как мы знаем, еще со времен Остапа Бендера и "Здравствуйте, я Ваша тетя!" считается в России Землей Обетованной, поэтому неудивительно, что популярность Паоло в нашей стране была столько высока, что привела даже к встрече с первым лицом государства и была увековечена в стихах.
Возможно, не стоит судить книги Коэльо столь строго; может быть, имеет смысл отнести их к категории литературы самопомощи вроде произведений Луизы Хэй, богатых аффирмациями? Для тех, кто ищет что-то посложнее любовных романов серии "Арлекин" с их "любовь побеждает все", но не справляется с более "серьезной" литературой? По крайней мере, "и чувства добрые он лирой пробуждал", то есть поднимал вопрос "вечных ценностей" - как умел. Этих ценностей Коэльо придерживается и в жизни: он поддерживает пиратское скачивание собственных книг и отправляет контейнеры своих произведений в Африку, чтобы бедные имели доступ к книгам, а также управляет фондом, помогающим детям. А в благодарность усилиям бразильского гуру его томик, выложенный на стол обмена всякой всячиной в подъезде панельной девятиэтажки, всегда находит себе нового хозяина. Ведь, как писал полу-, или, вернее, на три четверти забытый нынче поэт Надсон, "красота - страшная сила".
Подробнее о книгах Паоло Коэльо читайте на портале ГодЛитературы.РФ