24.08.2022 08:30
    Поделиться

    Инвестиционные квоты ошибочно рассматривать с позиции бизнес-интересов

    Запланированный новый этап инвестиционных квот рыбодобычи на Дальнем Востоке и краба вернул в новостную повестку дискуссию о том, кому выгодны новые правила игры. В основном разговор выглядит как противопоставление интересов компаний, готовых инвестировать в новый флот и переработку в обмен на квоты, и тех, кто не желает менять сложившийся механизм закрепления квот по историческому принципу, не требующему инвестиций. Каждая сторона приводит свои аргументы и цифры, но разговор в итоге выходит не о том, о чем следовало бы.

    Морской промысел последние пять лет переживает то, что разные другие сектора российской экономики и их сегменты пережили за последние 20 лет. Новые приоритеты вступают в противоречие с устоявшимся порядком вещей. Следование приоритетам – это серьезный выбор, который делается не только в интересах действующих и будущих операторов рыбного промысла. На рынке продуктов питания это также история про потребителей. Еще одна сторона - смежники.

    Петр Кирьян: Текущий промысел должен резко поднять переработку рыбы, но без инвестиций этого не сделать. Фото: Светлана Санникова

    Инвестиционные квоты работают на горизонте 15 лет. Такой срок нужен для того, чтобы решить задачу обновления рыболовецкого флота. В 2022 году стало понятно, насколько правильным решением было строить флот под инвестквоты на российских верфях. Строить за границей сегодня мало у кого бы получилось. За время первого этапа верфи воскресили утраченный за десятилетия опыт, когда рыболовные суда практически не строились. Появляются серийные проекты, на которых судостроители набивают руку. Заговорили о возрождении гражданского судостроения.

    Инвестиционные квоты работают не одномоментно. Суда второго этапа, о котором сегодня спорят, построят только к 2030-м годам. К этому времени средний возраст действующего промыслового флота без обновления превысил бы 40 лет, что лишает рыболовство экономического смысла, да и возможности ремонтировать суда для продления ресурса. Поэтому суда второго этапа к этому моменту жизненно необходимы.

    По инвестквотам первого этапа для северных морей будет построено 80% нового флота, а вот на Дальнем Востоке флот обновится только на 40%. Однако второй этап должен будет исправить ситуацию и довести уровень обновления до 70-80% на дальневосточном бассейне, который обеспечивает львиную долю уловов в России.

    Споры о том, что лучше - оставить как есть или реализовать механизм инвестквот, как правило, оставляют за бортом интересы российских потребителей. Сегодня они буквально теряют доступ к продуктам из рыбы. К ценным сортам – из-за дороговизны, к дешевым - из-за ограниченности выбора. На прилавках, в основном, цельные тушки, которые современный покупатель или не хочет, или попросту не умеет разделывать самостоятельно. Текущий промысел должен резко поднять переработку рыбы, но без инвестиций этого не сделать. А инвестици - они всегда ставят вопрос об окупаемости вложений. Круг замыкается, мы снова начинаем говорить про инвестиционные квоты.

    Критика механизма не говорит о его ущербности. В 2019г. аукционы по крабу шли с превышением стартовых цен (начинали со 122 млрд руб. и дошли до 144 млрд руб.). Объем заявок на строительство рыбопромысловых судов тоже превысил ожидаемое количество. То есть инвесторам нравится такой подход.

    Есть ли в российской истории аналогичные смены подходов? Да, их может оценить каждый в разделе «мясо» любого магазина России. В начале 2000-х говорили о квотах на импорт, ограничениях и заградительных пошлинах на часть мясной продукции. И это сработало. Наверное, можно было не принимать кардинальных мер, ждать, пока действующие хозяйства сами понемногу освоят курицу и свинину в нужном для внутреннего спроса и переработки объеме. А там и по красному мясу стали бы расти внутренние производители. Но сколько лет занял бы этот путь, если бы не политика ограничения импорта и поддержка нового внутреннего производства? А благодаря принятым мерам эффект не заставил себя ждать - никого уже не удивляет широкое предложение российского мяса на полках, которые еще лет 10-20 тому назад были вотчиной импортеров.

    Поделиться