Как московские актеры открыли сельский театр в глухой владимирской деревне

В глухой деревне под Владимиром, куда не заезжает даже автолавка, недавно установили полосатый верстовой столб, на котором два указателя: 276 километров до МХТ имени Чехова и 153 метра до Сельского театра драмы и комедии в Фомихе. Кто там актеры, а кто зрители, узнали корреспонденты "РГ".

"Бродилки" у Нерли

Плыл один человек по Нерли и увидел красивые развалины церкви. Рассказал про заброшенную, как будто законсервированную во времени, деревню своим друзьям из Москвы. И те решили купить там дом, чтобы ставить спектакли на природе, устраивать модные перфомансы и уникальные по формату "театральные путешествия", вовлекая в них жителей и приезжих столичных любителей сценических экспериментов.

Человек, который сплавлялся на байдарке по древней реке, - известный в Суздале гражданин Андрей Попов, организатор театральных лабораторий "Человек мира". Его друзья - команда "Эскизы в пространстве", резиденты Центра Всеволода Мейерхольда. Семь лет подряд они ездили в здешние места на "пленэр", полюбили их и решили заиметь крышу над головой, а заодно и вдохнуть новую жизнь в исчезающую натуру деревни.

Нерль - с одной стороны, а с другой - непроезжие в дождь, но сказочные по красоте, заросшие по обочинам чертополохом и пижмой дороги, кукурузные поля и сосновые боры. Отсюда заповедная чистота и звонкая тишина Фомихи. Ни газа, ни клуба. В общей сложности с дачниками в деревне человек сорок. Абсолютное спокойствие и козы. Одна из них, Дочка, попала на эмблему театра: из песен козлоногих сатиров, как известно, вышла греческая комедия.

Жительница Фомихи Надежда Сизова переехала из Владимира. Здесь ее родовое гнездо, мамин дом. На заборе огромный плакат, так, чтобы видно было всей деревне: "Молоко". Можно купить и творог, и сметану, - как в старые добрые времена, когда коровы еще не были сельской экзотикой. Перед крыльцом, подкидывая тонкие ноги к голове, трехнедельный теленок заигрывает с серьезной козой, которая явно боится расплескать все, что нажевала за день.

- В театр ходите? - интересуюсь, обсудив цены и востребованность молочной продукции.

- Времени не хватает все посмотреть, сами понимаете, огород, навоз, скотина, но то, что видели, очень нравится, - учтиво поддерживает светский разговор Надежда. - Если пригласят, с удовольствием поучаствую в спектакле. Да и муж у меня - общительный, контактный, одним словом, сказочник!

Впрочем, к вдруг возникшему в селе театру вовсе не все относятся так позитивно. Кому-то не нравится, что в день спектакля над сонной деревней звучит музыка. Кто-то усмотрел отступление от правил в устройстве театралами выгребной ямы. А кого-то неприятно поразили зрители, бредущие вместе с актерами через поле в лес. "Бродилки" сейчас в театральном тренде. Вот и спектакль-участник фестиваля современной драматургии "Любимовка" "По грибы" начинается на переправе через Нерль, далее перетекает в заливные луга, а заканчивается на развалинах церкви. Один из актеров несет колонку, из которой звучат рассказы местных жителей Фомихи о знаковых явлениях и событиях из жизни деревни, например, о рецепте фирменного пирога с черникой. Сюжет постановки обманчиво прост: трое грибников пошли в лес и оказались в альтернативной России. Этакое приключение по пьесе Натальи Зайцевой. Как объясняют авторы, попытка понять, что делает человека человеком...

У современного искусства всегда есть критики. Однако поклонников все же больше. Да и билеты в театр для местных бесплатные, для приезжих - по московским ценам. Приятный бонус. "Как же здорово, что теперь в деревне театр есть. Когда мы еще до МХАТа доберемся? А в тишине еще насидимся, - резонно парирует Надежда. - Знаете анекдот про жука, который сидит на куче навозу и восклицает: "Весь мир - бардак!" Есть люди, которым все не нравится, что ни сделай, все будет не так". Последнее, как я поняла, камешек в огород критиков выгребной ямы.

Хочется, чтобы приезжал народ. Строил дома. Сыр делал. Ходил в наш театр. Без "Пятерочек" и деревенского пьянства

Альтернативная Россия

Мусор, как показывает опыт недолгого существования Сельского театра в Фомихе, стал триггером интересной интриги. Наслаждаясь девственностью природы, актеры как-то репетировали в лесу и натолкнулись на огромную помойку: десять на десять метров, целая сотка, заваленная использованными бутылками, пакетами и контейнерами. Немного даже обрадовались, так этот реквизит подходил под сюжет спектакля о грозящем земле апокалипсисе от экологической катастрофы и об ученом, который вывел особый вид грибов, пожирающих пластик. Но все же искали способ, как эту кучу вывезти. Однажды она исчезла так же "таинственно", как и возникла. "Я приехал, чтобы подготовить все наши сценические локации к спектаклю и не понял, где нахожусь. Местные решили, что мы специально показываем их мусорку приезжим зрителям, и вывезли ее, сровняли трактором. Получается, мы сдвинули с места давнюю проблему", - говорит Дмитрий Мышкин, худрук Сельского театра драмы и комедии и ученик профессора Школы-студии МХАТ Виктора Рыжакова. Человек, приехавший из Казахстана поступать в авиационный вуз, но "затянутый театром", с глубоким взглядом, как у литературного однофамильца, и некняжеской манерой опаздывать на час. Своим кумиром считает Славу Полунина с его "Караваном мира" и идеей "странствующих театров". "Нас всегда интересовал уличный театр или театр в нестандартных помещениях, - объясняет Мышкин. - Заброшенных зданиях, крышах, подвалах".

Альтернативная Россия в Фомихе, по Дмитрию, это большое село, такое, каким оно было в конце XIX века. Почти тысяча человек. Вотчина знаменитого Спасо-Ефимьевского монастыря в Суздале. 89 дворов, как сказано в ревизской сказке позапрошлого века. С огромной, как тихоокеанский лайнер, церковью в честь иконы Казанской Божией Матери, с приходской школой, куда свозят детей из окрестностей, и ярмаркой, где торгуют только своим.

- Без "Пятерочек" и бесконечного деревенского алкоголизма. Хочется, чтобы приезжал прогрессивно мыслящий народ, селился. Строил свои дома. Сыр делал. Ходил в наш театр. Чтобы интересные люди из разных стран оставляли какой-то свой вклад в это место. Потому что иногда со стороны виднее. Чтобы какая-то движуха была, - режиссирует будущее умирающей Фомихи Мышкин.

- То есть будущее у деревни есть?

- Будущее-то есть, настоящего нет! - сыплет афоризмами режиссер.

- А вы готовы жить здесь постоянно, не наездами?

Судя по раскинувшейся на огороде утепленной войлоком от морозов монгольской юрте, где актеры жили зимой, готовы. "Как только закончится стройка, мы переедем на постоянное проживание, - обещает Мышкин. - Я, например, за это лето только три дня в Москве был. И то потому, что должен был выпустить работу".

"Перепридумать" коровник

Вокруг следы кабанов, лисы и зайцы иногда наведываются к актерам в гости. А человеку, чтобы попасть в Фомиху, нужно переплыть Нерль на весельной деревянной лодке. Она ходит ходуном под тяжестью пассажиров: кому-то нужно крепко держать судно на веревке, пока остальные вычерпывают воду, а потом ловко заскочить в него и оттолкнуться от берега. И этот навык, надо сказать честно, давно утерян. Но это приключение для зрителей сельского театра - часть спектакля.

На веслах Ольга Бутрим, хрупкая девушка с обложки журнала, архитектор. Вежливо подчеркивает, что лишь "помогает ребятам с архитектурным решением дома-театра". Между тем проект задуман оригинальный. Уже построен мощный фундамент с кирпичным погребом, где не только картошка будет храниться, но можно спрятать актера, который эффектно появится на сцене как deus ex machina.

Показав пронумерованные бревна и резные наличники, аккуратно сложенные в бурьяне, Ольга сообщает, что на первом этаже стен не будет вообще - там театральное пространство и арочные окна. Второй этаж - старинный сруб, классический, деревянный, с русской печью. Его в разобранном виде театру привезли из Мурома. Можно будет выйти на широкое крыльцо во всю ширину дома - амфитеатр. Под ним - склад и два санузла для зрителей. Вокруг дома - общий балкон, как у японцев. Ну а жить труппа будет на чердаке-мансарде: там поместятся пять одинаковых комнат с кроватью, шкафом и столом.

И главное - никаких заборов. Так театральное пространство расширяется до бесконечности. "Мне нравится атмосфера полей - спокойствие и концентрация. Тут хороший творческий контекст и древняя историческая среда, которая может многое рассказать", - архитектор очарована сельским театром не меньше нас, а также концепцией жизни вдали от столиц, которую режиссер Мышкин коротко и ясно обозначил так: "Пробка в Бутово и съемная квартирка за 50 тысяч? Ради чего? Вся Россия пустая. А кому нужны "барчики", прыгнул в машину - час сорок и ты в Москве".

Ольга Бутрим жила в столице на Цветном бульваре и 10 лет работала в очень известном архитектурном бюро в Гостином Дворе. Она выпускник программы "Архитекторы.РФ" и "Управление развитием территорий" (Universal University и РАНХиГС). До работы - 15 минут пешком. То есть о том, что человек устал от бесконечных московских пробок, речи не идет. Но вернулась в родной Владимир и открыла свою мастерскую. Почему? "Вижу отток креативных специалистов в Москву. Это неправильно. Нехорошо, - говорит просто и очень глубоко одновременно. - Захотелось нарушить эту тенденцию. Если в себе копаться еще внимательней, этот шаг - переход на новый уровень осмысления жизни".

Этот уровень в профессиональном плане для Оли предполагает непочатый край самой интересной для современного архитектора работы. В небольших городах масса уже построенных объектов, которые не используются по назначению. Их нужно, как объясняет архитектор, "перепридумать". Называется это модным словом "редевелопмент". "Фабрика", "Винзавод" в Москве, "Новая Голландия" в Санкт-Петербурге - все это "перепридумывание".

- Даже старые коровники переделываются под популярные объекты, не то что заброшенные фабрики, - увлеченно рассказывает архитектор. - Изба, переделанная под театр, - тоже редевелопмент.

Работа - во Владимире, жизнь в Суздале. На машине до своего бюро - полчаса.

Вместо будильника колокольный звон. Жизненный комфорт и возможность работать в творческой среде - набор опций, по которым успешные молодые люди выбирают место жительства. "Культурными услугами Москвы мы пользуемся положа руку на сердце в общей сложности месяц в году, - отвечает Ольга на вопрос, который я не успеваю задать. - Во времена быстрых машин и удаленки проблема досуга не стоит. Даже если очень захочется в Большой театр". Постиндустриальное общество развивает мощную сферу услуг, одна проблема - это образование детей, размышляет наша новая знакомая, но серьезные бизнесмены Владимирской области решают ее строительством суперсовременных частных школ. Например, есть такая в поселке Доброград.

Кого не заманишь "Днем огурца"

В Фомихе прошел фестиваль "Сенокос". Приехал Виктор Рыжаков со своим курсом актеров и режиссеров. 50 участников прямо в поле читали современную драматургию. И зрителей собралось человек 100. Есть идея и мечта включить театр в туристический маршрут через Суздаль - город в 25 километрах. Правда, это программа для тех, кого уже не заманишь "Днем огурца", катанием на пони, наряженном единорогом и другой "развесистой клюквой", которой, что греха таить, бизнесмены древнего городка кормят путешественников.

Главной жемчужине Золотого кольца через два года исполнится 1000 лет, и экспертам ясно, что городу нужны перемены, в частности, обновление экскурсионной программы. Здесь бывает более миллиона туристов в год, но 70 процентов из них приезжают большими автобусами, не останавливаются в гостиницах, если успевают зайти в кафе, то только один раз, плохо пользуются услугами экскурсоводов или велопроката, то есть тратят мало денег, а это не дает развиваться бизнесу, и бюджет города страдает. Чтобы поправить дело, "Дом.РФ", власти Суздаля и "КБ Стрелка" разработали мастер-план до 2030 года, где, в частности, предложено разнообразить виды туризма, чтобы приезжие задерживались в городе на несколько дней, создать новые маршруты. Актеры из Фомихи уже работают в этом направлении. Хит "Сельского театра" - трехчасовой променад, спектакль-экскурсия с самобытным Денисом Лапиным по нетрадиционному Суздалю, когда зрители оказываются внутри съемок фильма про древнюю Русь и советское прошлое. "Обычный турист редко ходит этим маршрутом. Это для ищущего путешественника и интеллектуального зрителя", - говорит худрук. По его мнению, сейчас необыкновенный спрос на такой эксклюзив. Культурный центр "МИРА", где когда-то был знаменитый советский ресторан Погребок", а сейчас он выглядит как столичное культурное пространство, собирает на свои спектакли, выставки и перформансные инсталляции продвинутого зрителя.

Справка "РГ"

Театральная команда "Эскизы в пространстве" возникла в Москве в 2014 году и состоит, в основном, из выпускников Московского университета культуры. Они выступают на различных площадках Москвы и других городов России. Участники Театральной Олимпиады-2019 и международных фестивалей в Германии, Франции, Китае, Румынии, странах СНГ и России.

Кстати

Два города Владимирской области - Муром и Суздаль - выиграли конкурс и получат поддержку от Ростуризма на развитие исторических центров, а Гороховец - по линии Фонда стран БРИКС, сообщил на днях врио губернатора Александр Авдеев во время онлайн-разговора с президентом Владимиром Путиным. Российский лидер в свою очередь подчеркнул, что "нужно уделить должное внимание объектам культуры, создавать условия для того, чтобы люди посещали эти объекты, воспитывать интерес к культуре".