Об этом подвиге написаны десятки книг, а недавно Тимуром Бекмамбетовым был снят художественный фильм. И действительно, история Михаила Девятаева поражает воображение.
В 1944 году сбитый летчик попадет в концлагерь на острове Узедом посреди Балтийского моря. Именно здесь в тот момент идут работы над созданием ракеты "Фау-2", которой Гитлер надеялся переломить ход войны. Однако узник вместе с товарищами совершает дерзкий побег - угоняет бомбардировщик Heinkel He 111 H-22. Оказавшись у своих, Девятаев передает командованию точные координаты стартовых установок ракет "Фау". В итоге планы Гитлера были сорваны.
По словам заведующего Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны Александра Александрова, выставка посвящена не только этому фантастическому побегу. И ее название не случайно, ведь вся жизнь Михаила Девятаева была одним большим подвигом, преодолением себя и трудных обстоятельств. Рассказал о его жизни до и после подвига во время экскурсии его сын Александр. Именно он предоставил для экспозиции ценнейшие предметы. А начал с главной семейной реликвии - кожаной летной куртки.
- Ей 82 года. Еще молодым летчиком, младшим лейтенантом, отец в составе войск находился в Румынии и там на одну из зарплат купил эту куртку, - пояснил Александр Девятаев. - В начале 1941 года старый комиссар, политработник, сказал летчикам: "Ребята, война вот-вот начнется, все свои ценные вещи отправьте домой. Вот он ее и отослал, благодаря чему куртка сохранилась".
Великую Отечественную войну Михаил Девятаев начал с минского направления. Уже 24 июня сбил первый немецкий самолет. А в сентябре 1941-го был сбит сам, получив сильное ранение в ногу. По словам Александра, врачи запретили отцу летать навсегда, но тот через полгода вернулся в авиацию.
В экспозиции представлены макеты всех самолетов, за штурвалом которых был Михаил Девятаев. Это И-16, прозванный летчиками "ишаком", Як-1, бомбардировщик У-2 и "Аэрокобра" - американский истребитель, поставляемый в СССР по ленд-лизу. Именно на нем пилота подбили в 1944 году в воздушном бою возле Львова, после чего он попал в плен.
Вырвавшегося из концлагеря Михаила Девятаева на Родине встретили вовсе не с почестями. Отношение к бывшим военнопленным тогда было примерно такое же, как к предателям. Летчика ожидал фильтрационный лагерь и допросы СМЕРШ. Повезло, что большого срока избежал.
В Казани он из-за "сомнительной" репутации долго не мог найти работу. Наконец устроился дежурным по вокзалу в Казанский речной порт, а затем выучился на капитана-механика и управлял маленьким буксиром "Огонек".
И только с началом "оттепели", когда Хрущевым была спущена директива искать забытых героев по всей стране, все узнали о подвиге Михаила Девятаева. А поведал о нем казанский журналист, тоже в прошлом военный летчик, Ян Винецкий. После публикации очерка в "Литературной газете" Михаил Петрович проснулся знаменитым. В 1957 году ему присвоили звание Героя Советского Союза. На выставке есть броская, словно к фильму, афиша "Побег из фашистского плена на самолете с черной свастикой".
- С такими афишами отец объездил всю страну от Дальнего Востока до Калининграда, - рассказывает Александр Девятаев. - Пользовался всенародной любовью. В Германии тоже выступал. А еще успевал плавать!
Символично, что буквально через десять дней после выхода указа о присвоении летчику звания Героя Советского Союза в Казанский порт пришел первый советский теплоход на подводных крыльях "Ракета". Его испытания поручили Михаилу Девятаеву. Позже он стал первым в мире капитаном "Метеора". Так в судьбе героя сошлись две стихии - воздух и вода. И обе он безмерно любил!