24.08.2022 11:38
Поделиться

Васнецовы дарят праздник Вятке: Традиционный пленэр стал событием в культурной жизни региона

В Кирове завершился XVII Васнецовский всероссийский пленэр. За годы его проведения проект завоевал признание в сообществе живописцев всей России.
Мастер-классом «Рисуй любимый город!» руководила московский художник Юлия Жукова
Мастер-классом «Рисуй любимый город!» руководила московский художник Юлия Жукова / Вятский художественный музей

По мнению одного из них - члена-корреспондента Российской академии художеств, монументалиста Сергея Борисова, приглашение на пленэр в Киров - синоним признания и высокой оценки творчества автора.

- Планка отбора очень высокая, - говорит он. - Вятский художественный музей приглашает сюда лучших из лучших российских художников, которые специализируются в пленэрной манере, которые не боятся выходить из своей студии и писать на открытом воздухе и в жару, и зимой. В этом году очередь дошла и до меня.

В течение двух недель двенадцать художников из Москвы, Владимира, Кирова, Перми и Нижнего Новгорода работали над пейзажами и зарисовками из жизни горожан как в областном центре, так и в других уголках региона. По традиции особым пунктом программы пленэра стал выезд в родовое село династии Васнецовых - село Рябово.

- Я три сезона была в Рябове. Там совершенно потрясающая природа, как в сказке, - делится своими впечатлениями художник-график из Нижнего Новгорода Полина Рыбакова. - Когда я находилась там, рисовала только лес. Он здесь очень сильно отличается от того, к чему мы привыкли в средней полосе России. Ели здесь именно такие, как в старых советских мультфильмах: мощные, темные, сказочные. Думаю, именно они вдохновляли и Васнецова, когда он рисовал свои сюжеты.

Погружение в творчество во время поездок по области было пусть и значимой, но только частью программы Васнецовского пленэра. Перед закрытием его участники устроили на центральной площади города открытый мастер-класс "Рисуй любимый город!".

Его ведущая московский художник Юлия Жукова на глазах собравшихся воспроизвела свой этюд с видом на вятский Трифонов монастырь. Она также комментировала выбор палитры, красок и особенности композиционного решения. В этой публичной акции были задействованы и другие художники, которые давали профессиональные рекомендации студентам Вятского художественного училища, ученикам кировских школ и всем любителям изобразительного творчества, рискнувшим больше часа провести под палящим августовским солнцем на центральной площади города.

Мастер-класс от признанных живописцев стал настоящим вызовом для начинающих художников Фото: Алексей Малышев / РГ

Отметим, что для Кирова ежегодные пленэры - это не просто имиджевое мероприятие. По условиям участия художники безвозмездно передают часть своих работ, созданных за эти недели, в фонды музея. В результате за семнадцать лет областной художественный музей имени братьев Васнецовых стал обладателем солидной коллекции современной пленэрной живописи.

Кстати, история проведения пленэра началась в 2006 году, когда отмечалось 150-летие со дня рождения Аполлинария Михайловича Васнецова.

- Первые годы пленэр проходил в старинном селе Рябово Зуевского района Кировской области, - напомнила Анна Шакина, директор Вятского художественного музея. - А с 2019 года участники Васнецовского пленэра в преддверии юбилея областного центра (650-летие Кирова будет отмечаться в 2024 году. - Прим. ред.) создают его художественную летопись.

Завершающим аккордом двухнедельного творческого марафона стала выставка работ участников, которая с 18 августа открыта в художественном музее. Впрочем, организаторы не обошли стороной и соревновательный момент. Среди участников Васнецовского пленэра специальная комиссия определила лауреата премии имени Виктора и Аполлинария Васнецовых в номинации "Вдохновение". В текущем году им стал московский пейзажист Василий Худяков.

Мнения
Даниил Михайлов, Киров

- Живопись дает мне ту свободу творчества, которую не всегда удается реализовать при оформлении интерьеров. Там все-таки очень сильна ремесленная составляющая, она не всегда дает возможность удовлетворить потребность в творчестве. Поэтому когда удается погрузится в работу над картиной - это просто замечательно. В отличие от многих участников Васнецовского пленэра я студийный художник. Запечатлеть постоянные изменения в окружающем пейзаже, схватить ускользающие элементы и передать их на холсте - это было для меня особенно важно. Участие в пленэре расцениваю как настоящий вызов и возможность прогресса в любимом деле.


Полина Рыбакова, Нижний Новгород

- Я - график. Если для живописцев важны цвета, переходы, то в моем распоряжении значительно меньше выразительных элементов. Когда ты рисуешь карандашом, цвет очень условен, важны какие-то другие моменты. Например, в Кирове огромное количество проводов. Это может не нравиться горожанам или фотографам, но для меня это способ оживить небо, добавить динамики в изображение.

В работе с натуры мне очень нравится момент изменений. Когда ты рисуешь и что-то появляется перед глазами. Люди сели за столик уличного кафе, самолет оставил след в небе. Мне нравится сохранять, накапливать на листе все эти моменты. С помощью фотографии этого нельзя добиться.

С одной стороны, в Кирове много общего с Нижним Новгородом. Но есть удивительные особенности. Я обратила внимание, что даже в зданиях XIX века очень много барочных элементов. Такие маленькие детали, как и общая атмосфера в городе, располагают... Со мной случился курьез. Я рисовала здание на улице Ленина, хозяева одного из расположенных там заведений предложили купить мой набросок. Признаться, я была не готова к этому и отказалась. Когда люди подходят, интересуются, фотографируются с тобой, появляются неповторимые ощущения.

Сергей Борисов, Москва

- Киров, Вятка, очень зеленый город. Зеленые дворики, зеленый центр, даже Театральная площадь насыщена деревьями. Это напомнило мне Москву моего детства, когда около Большого театра был настоящий яблоневый сад, который сейчас заменили "пластиковыми деревьями", сейчас там голый мертвый пустырь. Здесь же огромное количество зелени.

И еще поля. Меня поразили засеянные, возделанные поля, которым я посвятил несколько работ. В Подмосковье об этом можно только вспоминать.

Пленэрной живописью можно заниматься и у себя на даче. Но тогда ты варишься в собственном котле. Иногда нужно общаться с коллегами, не просто в мастерской, а именно во время работы. Это очень интересно. Это общение нужно, оно подпитывает, дает уверенности в том, что у тебя есть единомышленники, что ты занимаешься правильным делом.