25.08.2022 08:50
    Поделиться

    Как пандемия и санкции повлияли на переводчиков

    В этом году Translation forum Russia, ежегодный слет переводчиков страны, прошел в Екатеринбурге. Он собрал очно и онлайн около 300 участников из 32 городов России и пяти стран. Мы поговорили с вице-президентом ассоциации переводческих компаний России Алексеем Шестериковым о жизни отрасли в новой реальности. Спойлер: наш разговор закончился фразой "think positive" - думай позитивно.

    Алексей, насколько изменилась ситуация на рынке переводческих услуг за последний год?

    Алексей Шестериков: На самом деле перемены начались давно. Отрасль лингвистических услуг и технологий последние десять лет находится в состоянии дизрапта (дизрапт рынка - это внедрение инноваций, которые полностью меняют ситуацию и выводят из конкурентной борьбы старые технологии. - Прим. ред.). Повсеместно вводится нейронный машинный перевод, и это меняет весь процесс. Уже не так важны старые компетенции, прежде всего требуется глубокое знание языка. Переводчик все больше и больше становится оператором, который на стыке технологий управляет качеством, выступает проектным менеджером. Это мировой тренд.

    Однако российские тенденции несколько отличаются от общемировых, и главное отличие нашего рынка - демпинг. Цены на услуги за десять лет почти не выросли, даже на коэффициент инфляции. Профессия становится невыгодной, обесценивается, это приводит к оттоку кадров. И еще "черным лебедем" стал ковид - с закрытием границ, спадом бизнес-активности и заморозкой бюджетов. Мир остановился! А мы, переводчики, посредники между людьми, компаниями и странами, лишились большей части работы. С прекращением массовых мероприятий вынуждены были закрыться все, кто занимался только устными переводами. В части работы с документами мы были готовы к переходу на удаленку, но не все клиенты настроили защищенные каналы у себя дома, были проблемы с конфиденциальностью.

    Коронавирус подтолкнул к стопроцентному переходу конференций в онлайн. У нас есть своя система для удаленного синхронного перевода, но, опять же, многие наши клиенты не были к этому готовы. И, что интересно, обратно в офлайн устные переводы вернулись лишь частично. Те, кто успел оценить преимущества дистанционных мероприятий, продолжают проводить их в этом или гибридном формате. Это плюс для мира и минус для отрасли, потому что чеки на такие услуги другие - доходы наши стали меньше. В 2021 году казалось, что мы пережили эту историю, расправили плечи. Но случились февральские события.

    Как новый кризис поменял картину?

    Алексей Шестериков: На 180 градусов. Все-таки основной объем рынка переводческих и локализационных услуг обеспечивали Европа и Америка. Сейчас приходят другие страны: Азия, Африка. Но, чтобы закрыть бизнес, нужен месяц или чуть больше, а вот чтобы открыть и настроить - годы. Конечно, отрасль штормит. По моим субъективным оценкам, падение составило от 10 до 40 процентов у разных компаний. Это тяжело. Ты можешь оптимизироваться, но не бесконечно, ведь наши основные расходы - аренда и зарплата. Нельзя просто уволить сотрудников.

    В каких отраслях услуги переводчиков нужны в прежних объемах, а где ситуация самая сложная?

    Алексей Шестериков: Фармацевтика чувствует себя хорошо. В автомобильной промышленности европейские компании уходят, но азиатские наращивают объемы. Так что ситуация очень зависит от того, в какой нише и в каком языковом направлении работает компания. Тяжело в нефтегазовой отрасли, там частично закрыты новые международные проекты. Было оживление в сферах юридических услуг и финансов, частично связанное с необходимостью компаний, завершающих деятельность в России, юридически это оформить. Передача прав, продажи - все это сопровождается большим объемом документации. Сейчас такой работы стало меньше.

    Как отразился на переводчиках внешнеполитический разворот на Восток?

    Алексей Шестериков: Работы много: оформление документации, какие-то бухгалтерские истории, огромное количество маркетинговых материалов... Но, скажем, политика Китая - все, что можно делать самим. У группы Alibaba, например, вообще свой движок машинного перевода, и мы видим, как растет его качество. Это тоже история про дизрапт в нашей отрасли: максимальный объем делается машинами, даже без постредактирования. Так что переориентация на Восток есть, но объемы недостаточные, чтобы компенсировать уход западных клиентов.

    Знание одного-двух языков становится в меньшей степени профессией - это сегодня must have в любом бизнесе

    Понятно, как обстоят дела у крупных переводческих компаний. А как чувствуют себя фрилансеры и маленькие фирмы?

    Алексей Шестериков: Мы все в одной лодке. Уменьшение объема рынка, низкие, по сравнению с международными, ставки - все это способствует оттоку кадров. Знание одного-двух языков становится в меньшей степени профессией - это сегодня must have в любом бизнесе. Помимо глубокого знания иностранного языка нужно стать специалистом в чем-то еще: нефтегазе, юриспруденции, финансах. Вот такие фрилансеры не пропадут. А с общеразговорными темами прекрасно справляются машины.

    А что касается новых языков, с которыми раньше не приходилось работать, - это не проблема?

    Алексей Шестериков: Был бы спрос, предложение всегда найдется. Большинство компаний работает со всеми языками мира. Есть базы переводчиков, открытые и закрытые, есть платформы с носителями языков. Это не проблема, а задача с определенной логикой решения.

    О чем ваше выступление на форуме?

    Алексей Шестериков: О диверсификации. О том, что любые изменения - это возможности. Появляются услуги, которые раньше не были востребованы. Например, мы еще год назад открыли офис в Дубае как хаб для выхода на страны Персидского залива. В феврале, когда изменилась конъюнктура рынка, появился огромный спрос на релокацию бизнеса, и это новая ниша для нас. Мы предоставляем свои возможности, знания, экспертизу. А потом бизнесу в любом случае нужны перевод и легализация документов, сайт, маркетинговые материалы, продвижение продукции, а это все наши переводческие услуги. Вот пример гибкого подхода.