Группы небольшие - по 10-15 человек, возраст "воспитанников" чаще всего - 65+.
У Татьяны Чернышовой, руководителя проекта, идея его создания родилась из личного опыта. Когда маме исполнилось 80 лет, прозвучали первые звоночки - все сильнее проявлялась забывчивость, появилась дезориентация в пространстве, неадекватные поступки. Однажды пошла гулять, упала в сугроб и не смогла подняться. Не знала как.
- Первая ошибка, которую делают родственники в такой ситуации, начинают старикам что-то пояснять, приводят какие-то логические доводы, - говорит Татьяна. - Но если человек болен деменцией, все это бесполезно. У него уровень мышления пятилетнего ребенка. Это надо принять как данность. Еще одни грабли, на которые наступают большинство ухаживающих за родителями с деменцией, - стремятся оградить их от домашней работы. Мол, отдыхайте. Но старшее поколение не привыкло сидеть без дела. Получается, что раз - и выключили все социальные функции.
- Давайте вспомним: раньше старики жили в больших семьях, нянчились с внуками. Знали, что необходимы. Сейчас этого нет, и деменция прогрессирует, - отмечает Борис Приленский, завкафедрой психологии с курсом психотерапии Тюменского медуниверситета.
В "ДЕДском саду" упор решили сделать не только на восстановление функций мелкой моторики, но и на возвращение самостоятельности. Здесь даже на прогулку выходят не каждый сам по себе, а по мере возможности помогая другому. Тот, кому полегче, отвечает за того, кому труднее ориентироваться или передвигаться.
Татьяна Чернышова видит развитие проекта в создании "кампусов для пожилых" - круглосуточных центров для больных с деменцией.
- Думаю, что когда-нибудь такие центры станут нормой, - рассуждает Татьяна. - В современном мире от деменции и болезни Альцгеймера никто не застрахован. Но хочется, чтобы даже если она настигла, была возможность, как можно дольше чувствовать себя человеком.
В Башкирии первый ДЕДсад для пожилых открыли еще в 2013 году. Сегодня он работает в геронтологическом центре "Именлек" в Уфе. Так, к примеру, одна из подопечных, пережившая два инсульта, посещая отделение, снова нормально заговорила и начала ходить. Другие улучшают память и просто социализируются. В уфимский ДЕДсад в разное время "походили" уже более 400 человек. Скоро в Башкирии откроют еще один подобный центр в Дюртюлях.
ДЕДские сады четыре года назад открыли было в Новосибирске и Кемерове, но сейчас они не работают: услуга оказалась недешевой. За день пребывания нужно было заплатить больше семисот рублей. А тем, у кого есть деньги, гораздо проще заплатить сиделке, а не возить пожилого человека по пробкам дважды в день. Между тем в области около 8000 страдающих деменцией.
А вот в Югре можно даже "усыновить" пожилого человека. "Усыновителям" выплачивают 11 079 рублей в месяц. Случайным людям, которые готовы взять пожилого человека только ради денег, социальные службы старичков не доверяют. Решение о создании приемной семьи выносит специальная комиссия. Условием ее создания являются совместное проживание, ведение хозяйства и, конечно, уход за одиноким пожилым человеком.
Подготовили Ольга Диянова, Айгуль Камаева, Елена Мационг