Как на уральском заводе делают настенные часы и будильники

В городе Арамиле открыли новую производственную площадку, где выпускают настенные часы и будильники. Собственно говоря, предприятие существует с 2007 года, но раньше оно базировалось в Реже. Пандемия, а затем санкции и уход с российского рынка шведской торговой сети, подстегнули спрос на отечественную продукцию. Так возникла мысль о расширении.

Новые цеха заняли почти 7000 квадратных метров. Под них выкупили пустые земельные участки и построили производственный блок. В первом цехе, куда мы заходим, режут стекло под будущий циферблат. Самых разных форм и размеров. Станок алмазной насадкой делает насечки на большом полотнище, а пара рабочих быстро и ловко делит его на прямоугольники, квадраты, круги. Нажатие должно быть не сильным и не слабым, выверенным, чтобы и темп не сбился, и стекло не треснуло. По всему помещению - пачки газет, ими перекладывают нарезанные заготовки, чтобы избежать мельчайших царапин на поверхности.

В цехе пресс-форм тоже работают одни мужчины. Не мудрено: чтобы снять со стены металлическую оснастку и установить в автомат, нужна физическая сила. Станок штампует пластиковые "рамки" для часов за считанные секунды. Круги, прямоугольники, ромбы, ажурные и более строгие. По словам начальника производства Юрия Кургиняна, всего на заводе используется 230 пресс-форм. В основном, они китайские - местные производители предлагают то же самое дороже и изготавливают дольше, поскольку не серийно. Впрочем, заместитель министра промышленности Свердловской области Игорь Зеленкин пообещал свести часовщиков с теми, кто делает оснастку, в регионе таких предприятий 13, еще два-три года назад они действительно сильно уступали зарубежным аналогам, но сегодня заметно подтянулись. Вряд ли это сразу понизит себестоимость часов, зато точно позволит решить вопрос с ремонтами пресс-форм и частично снимет зависимость от импорта.

- Производство товаров народного потребления, как правило, не самое сложное, но очень высокосерийное. Еще три года назад мы стали заниматься этим направлением, на сегодня из 19 товарных групп Средний Урал представлен во всех, то есть жители точно не останутся без самого необходимого, того, что делает жизнь комфортной, уютной, - подчеркнул чиновник.

Цех шелкографии и патины можно назвать художественным. Именно тут декорируют разные элементы, печатают изображения на стекле, умелые руки мастериц "старят" под бронзу будущие изделия. Рулон тонкой фольги в термоавтомате за секунды превращает скучные, выдавленные из пластика цифры в золотистые, серебряные или черные.

Несмотря на самые современные станки, часть процессов на предприятии принципиально проводят вручную. Например, финишную сборку. Здесь трудятся преимущественно женщины.

- Дело в том, что часовой механизм, стрелки - очень хрупкие изделия. Даже саморезы, которыми крепится внешний корпус, очень маленькие. Аппараты, которыми их вкручивают, настроены на определенный режим, но все равно есть много тонкостей, - объясняет руководитель отдела разработок Марина Горюнова.

Нюансов действительно много. Казалось бы, такая простая вещь - часовая стрелка, но когда она требуется в таких объемах (сегодня завод выпускает по 5 тысяч изделий за сутки, а планирует нарастить мощности до 10-15 тысяч), поневоле встает вопрос, что выгоднее: закупать или производить самому комплектующие. К слову, стрелки - единственный импортный элемент в уральских часах, из Юго-Восточной Азии, но уже скоро его заменят на отечественный: заводчане планируют закупить соответствующее оборудование.

Также они разрабатывают новые модели с применением дерева и металла.

- У нас в отделе два дизайнера, модные интерьерные тренды отслеживаем регулярно. Ездим на международные выставки, изучаем журналы, подписки в интернете. Уже не первый год популярен экостиль, скандинавский стиль, лофт, как в оформлении административных зданий, так и квартир - отсюда выбор материалов. Вот вы видели часы в ажурной металлической оправе - это ручная работа, наша задача поставить ее на поток, закупить специальное оборудование для обработки, - говорит Марина Горюнова.

Интересуюсь, есть ли какой-то специфический вкус у уральцев на часы, ведь предприятие продает продукцию по всей России, а также в Беларуси, Казахстане, Кыргызстане. Как оказалось, разница все-таки есть, но не региональная. Например, на Востоке больше любят патину, в крупных городах, в столицах потребители выбирают более простые, классические модели, а в глубинке - с рисунком. Кроме того, на часы тоже есть сезонный спрос: летом народ занят дачами и отпусками, а вот зимой принимается за ремонты. Кроме того, торговые сети начинают заказывать партии к праздникам.

Уральцы собирают в основном массовые среднеценовые модели, но сейчас пытаются выйти в сегмент чуть подороже. В ассортименте у них около 3000 единиц продукции, сегодня это одно из крупнейших часовых производств в России. Более того, переезд на новую площадку позволит в перспективе увеличить объемы вдвое, быстрее перенастраивать оборудование. Рынок очень гибкий, да и мода - дама капризная, кто быстрее отреагирует на смену дизайна, тот и выиграет.

- После ухода шведов освобождается определенная доля рынка. Ее будут занимать оставшиеся международные, федеральные, региональные торговые сети, розничные магазины. С некоторыми мы уже сотрудничаем, с некоторыми начали переговоры - они ищут новых поставщиков. Также собираемся осваивать новые каналы продаж - маркетплейсы, - поделилась планами Марина Горюнова.