Расширенная ответственность производителя действует в России с 2014 года, но власти еще два года назад пришли к выводу, что в существующем виде система неэффективна. В минприроды обращали внимание, что население платит 180 млрд рублей в год за обращение с твердыми коммунальными отходами, а платежи бизнеса в рамках реализации РОП в качестве экологического сбора составляют всего около 3 млрд рублей.
Поэтому было принято решение ее обновить и принять новый вариант в 2021 году, но процесс затянулся. Ассоциации, которые официально занимаются утилизацией упаковки крупных зарубежных компаний, выступили против.
Глава Росприроднадзора Светлана Радионова не раз отмечала, что такая реакция связана с тем, что по новым правилам ассоциации становятся лишним звеном между производителем и переработчиком.
"Они больше всего заинтересованы в непрозрачности этой системы и больше всего заинтересованы в том, чтобы их услуги покупались", - сказала Радионова. Глава Росприроднадзора отметила, что эти ассоциации самостоятельно не предоставляют отчеты, и даже в сдаваемых отчетах нет сведений о мощностях организаций по утилизации товаров и упаковки, с которыми они заключили договоры.
Нельзя сказать, что ассоциации совсем ничего не делают. Они проводят экологические акции, устанавливают контейнеры для раздельного сбора мусора. Это хороший вклад в развитие экологии, но, по мнению властей, этого явно недостаточно. Как отметила вице-премьер Виктория Абрамченко, ассоциации за последние годы работы не создали мощности для утилизации упаковки, хотя это входит в их обязанности.
"(Одно из предложений в новых правилах РОП - прим.ред.) Отказ от посредников в лице ассоциаций..." - отметила вице-премьер. Абрамченко добавила, что экологический сбор будет меньше, если при производстве упаковки используется вторсырье. "По подсчетам экспертов, никакого дополнительного вклада в инфляцию и роста цен на товары не будет. Напротив, производители товаров увидят сокращение отчетности, а также снижение затрат на осуществление учетных функций", - сообщила вице-премьер.
Кажется, что это все дела бизнеса, но на потребителях новые правила отразятся тоже. Эксперты отмечают, что упаковка утратила свой первоначальный смысл - сохранение продукта. Теперь это инструмент маркетинга. Иногда в магазинах можно увидеть яблоки в индивидуальной коробке. Упаковка детских игрушек часто больше самой игрушки в два раза. После введения новых правил выпускать такую упаковку будет невыгодно.