Звон колоколов продолжился. Они стояли прямо на сцене. А на экране шел видеоряд - "Андрей Рублев", кадры из других фильмов Андрея Тарковского, Маргарита Терехова. То, что фестиваль впервые проходит в августе, было обыграно в кадрах, где Александр Кайдановский читал всем известные стихи Арсения Тарковского "Вот и лето прошло, словно и не бывало..."
Ведущий церемонии открытия 44-го ММКФ - российский актер театра и кино Андрей Мерзликин - напомнил, что в этом году отмечается 90-летие Андрея Тарковского и 60-летие с момента Венецианского триумфа фильма "Иваново детство". 25 августа отмечали юбилей и Маргариты Тереховой - одной из любимых актрис режиссера.
"Московский фестиваль чтит традиции и заветы режиссера Андрея Тарковского", - подчеркнул Андрей Мерзликин. И привел статистику, сообщив, что 19 внеконкурсных и ретроспективных программ кинофестиваля нынешнего года включают более чем 200 фильмов со всех континентов, кроме Антарктиды: таким образом, зрители смогут "объехать мир" всего за 8 дней - столько длится фестиваль. Ведущий также напомнил, что впервые в этом году конкурс ММКФ включает не три, а четыре программы. Помимо конкурсов игрового, документального и короткометражного кино, в программе еще один - "Русские премьеры". От себя добавим, что это выводит ММКФ, в отсутствие "Кинотавра", в крупнейший смотр российского кино в стране.
После представления жюри и картин основного конкурса на сцену вышел Никита Михалков. Президент ММКФ начал свое выступление с того, что поблагодарил всех, кто принимает участие в работе фестиваля - и жюри, и "тех гостей и наших коллег, которые привезли сюда картины и приехали сами". Затем Никита Сергеевич поздравил с днем рождения генерального продюсера кинофестиваля, директора студии "ТриТЭ" Леонида Верещагина (некоторые даже пошутили по поводу того, почему в этом году ММКФ начинается в августе и не традиционно в четверг, а - в пятницу, мол, специально подгадали ко дню рождения продюсера). "Это лучший продюсер для меня в мире", - сказал про Верещагина Михалков.
А потом, посерьезнев, добавил, что хотел бы сказать небольшую речь.
"Фестиваль - праздник. Мы должны понимать, что не бывает так, чтобы где-то шла война, а где-то - праздник, где не понимают, что идет война или не знают об этом, когда это - одна страна. Очень важно, чтобы мы здесь, и вообще в стране, ощущали, что без нашей помощи - внутренней хотя бы - очень тяжело тем людям, которые участвуют в рождении нового мира и новой страны... Люди, которые делают и сделали все, чтобы все, что происходит за пределами нашей границы, не пришло бы сюда. А это пришло бы!
Я понимаю, что в зале большое количество людей, которые думают, что будет, как было. Как было - уже не будет. Никогда! Это очень важно всерьез понимать. И то, как будет, зависит от тех, кто сегодня поймет, что как было - уже не будет. Это в наших силах. Это наша обязанность. Потому что то, что мы видим, то, как пытаются отменить русскую культуру, то, как пытаются унизить любого нашего человека, независимо от национальности, у которого в кармане российский паспорт... Мы должны понимать: никто, кроме нас самих, нам не поможет. Сегодня, хотите-не хотите, мы - единственные в мире, кто встал на защиту тех ценностей, которым присягали наши предки. Больше нет никого.
За нами стоит 85 процентов стран мира, которые не поддерживают санкции, но они ждут, чем закончится, и зависит это от нас. Я хочу пожелать всем сил и осознания серьезности того, что происходит".
После этого Никита Михалков пригласил Евгения Миронова и по традиции вручил ему золотую цепь работы ювелирной компании Mercury, которая, как символ власти, дается председателю жюри кинофестиваля каждый год на время работы.
Миронов поблагодарил фестиваль и сказал, насколько для него ответственно возглавлять жюри на киносмотре с такими традициями, ведь когда-то, в 1935 году первым председателем жюри ММКФ был Сергей Эйзенштейн. Затем Евгений Витальевич сказал, что подсказку - как оценивать работы коллег - он нашел в словах Феллини.
Еще одна традиция Московского Международного кинофестиваля - вручать на открытии специальный приз "За покорение вершин актёрского мастерства и верность принципам школы К. С. Станиславского" "Верю!". Представляя Константина Хабенского - а именно он стал лауреатом в этом году - Евгений Миронов произнес слова о том, что с таким человеком он пошел бы в разведку. "Есть такая поговорка: "С ним - хоть в разведку". С ним можно полететь в космос - он не подведет. Я ему верю!", - сказал Миронов.
Константин Хабенский, получая приз, сказал, что примет его как аванс. "За возможный будущий вклад в кинематограф, так как я продолжаю служить в Московском художественном театре, который проповедует слово "Верю!"
Андрей Мерзликин пошутил, что для того, чтобы получить премию Станиславского, нужно как минимум носить имя Константин и служить в Московском Художественном театре.
А после этого снова раздался звон колоколов. Видеоряд, состоящий из кадров классических военных фильмов, завершил торжественную часть церемонии открытия. После перерыва первые зрители смогли посмотреть картину Антона Мегердичева "Сердце пармы" - долгожданную экранизацию одноименного романа Алексея Иванова. Написанный 20 лет назад, сегодня он звучит очень современно.