Яснополянская Школа литературной критики была задумана в 2021 году и сразу по единодушному решению ее организаторов стала носить имя ушедшего от нас в марте того же года выдающегося критика и искусствоведа Валентина Яковлевича Курбатова. Он был многолетним другом толстовской Ясной Поляны, как и пушкинского Михайловского. Валентин Курбатов был личностью, которая своим присутствием в литературе связывала сразу несколько писательских поколений, от Валентина Распутина и Виктора Астафьева до совсем молодых авторов, пришедших в литературу в нулевые и десятые годы XXI века. Его переписка с Распутиным и Астафьевым, опубликованная в разные годы и вышедшая отдельными изданиями, стала важным фактом литературной истории, а его работа во время Яснополянских писательских встреч и в качестве члена жюри премии "Ясная Поляна" имени Льва Толстого - это совсем недавнее прошлое, и для тех, кто лично знал Валентина Яковлевича (к ним имел счастье и я принадлежать), его уход был, поверьте, страшной потерей. В этом смысле Школа литературной критики - еще и как бы продолжение его живого присутствия в Ясной Поляне.
"Первые впечатления от конкурса заявок этого года, - отметил на открытии школы советник президента по культуре Владимир Толстой, - очень обнадеживают и радуют. В числе позитивных тенденций я бы выделил две: во-первых, многие прошлогодние участники захотели снова приехать в Ясную Поляну - значит, они считают школу полезной и интересной; во-вторых, все расширяющаяся география проекта - много ярких и сильных заявок пришло из регионов, в том числе из небольших и достаточно удаленных городов и поселков. А также из трех соседних государств - Армении, Беларуси и Казахстана. Очень все это интересно!"
В этом году организаторы получили более 100 заявок от претендентов из 25 регионов России, а также из Казахстана, Беларуси и Армении. Рабочая группа рассматривала критические эссе на две главы "К тем Господам критикам, которые захотят принять ее на свой счет" и "К читателям", не вошедшие в каноническую редакцию "Детства" Л.Н. Толстого - произведения, которому в этом году исполняется 170 лет.
Участниками школы стали 25 молодых писателей и литературных критиков из Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Челябинска, Минска, Алма-Аты и других городов. Таким образом конкурс для участия в школе составил четыре человека на место. Это даже удивительно ввиду постоянных разговоров о том, что критики нет, что она кончилась. Оказывается, желающих работать в этой весьма рискованной и, конечно, малоприбыльной профессии очень много, и главное - живут они не только в Москве и Петербурге, но во всех регионах России, и даже в ближнем зарубежье.
Безусловно, одной из причин тому - легкая доступность современных текстов благодаря широкому распространению электронных книг, а также возможность быстрого отклика на них в личных блогах, минуя традиционные СМИ.
Каюсь, я не сразу оценил этот новый формат литературной критики, когда, например, живущий в районном Камышине Иван Родионов, создавший свой критический блог в интернете, становится весьма и весьма авторитетным критиком, к мнению которого прислушиваются известные писатели и который на высоком профессиональном уровне выполняет функцию навигатора в литературном процессе.
Еще одна важная тенденция в современной критике - это создание критических блогов самими современными молодыми писателями. Такого не было раньше. Писатели предпочитали не писать критику, а ждать критических отзывов на себя. Вообще высокомерное отношение к критике со стороны писателей - это давняя традиция. Примером тому та самая не опубликованная при жизни Толстого глава из повести "Детство" "К тем Господам критикам, которые захотят принять ее на свой счет". Автор дебютного и еще даже не опубликованного текста заранее пытался дать отпор будущим рецензентам своей повести и отчитывал их в весьма нелестных выражениях.
Сегодня молодые авторы не чураются писать критику на тексты своих коллег по писательскому цеху. Это хорошая тенденция, она говорит о том, что молодые писатели не замыкаются на самих себе, они ищут контакта со своей средой и стараются сами эту среду формировать. Что-то подобное происходило в Серебряном веке, когда, создавая свои школы, группы и направления (новый реализм, символизм, акмеизм и т.д.), поэты и прозаики активно работали в критике, понимая ее важность для утверждения своих эстетических и идеологических принципов.
Но в критической блогосфере есть и свои недостатки и опасности. Как различать профессиональную критику и доморощенную? По каким критериям судят о литературе многочисленные блогеры? Насколько можно доверять их оценкам?
В этом и заключается основная задача Школы критики. Во время ее работы победители конкурса (что само по себе уже серьезный отсев людей случайных) работают в семинарах, которыми руководят известные критики и писатели. Константин Мильчин и Наталья Ломыкина, Дмитрий Бак и Алексей Варламов, Татьяна Соловьева и Владислав Отрошенко. Здесь еще и важен диапазон мастеров. От критиков до филологов, от ректора Литературного института до заместителя главного редактора журнала "Юность".
Школа критики работала с 21 по 26 августа и плавно перешла в писательские встречи, которые завершились 29 августа. В какой-то мере можно говорить, что это и есть живой литературный процесс в лицах.