Нужно ли вводить спортивные уроки в школах для всех

В школах регионов один за другим вводят спортивные уроки. В одних с ребятней начинают заниматься единоборствами, в других - скалолазанием, а в третьих учат тягать гири. Казалось бы здорово, что спорт приходит в школы. Но что дают эти уроки детям? Как к "почину" относятся родители, тренеры и учителя? Рассказывают корреспонденты "РГ" с мест.
Игроки футбольного клуба "Урал" пришли в школу провести урок физкультуры. Для кого-то из пацанов это может стать лучшим стимулом, чтобы заняться спортом.
Игроки футбольного клуба "Урал" пришли в школу провести урок физкультуры. Для кого-то из пацанов это может стать лучшим стимулом, чтобы заняться спортом. / Татьяна Андреева

С 1 сентября в Забайкальском, Камчатском и Хабаровском краях, а также в Еврейской автономной, в Сахалинской областях запускают проект "Киокусинкай в школы". Тренировки бесплатные. Инициатор идеи - трехкратный чемпион мира по контактному каратэ-киокусинкай Хаид Мантаев. С 2021 года в качестве эксперимента этим видом спорта уже занимались школьники Магаданской области. Там разработали специальную программу обучения, закупили оборудование и амуницию. Для этого каждой школе выделили по два миллиона рублей.

Опыт решили распространить на другие субъекты Дальнего Востока. В чем суть? В школах добавят третий - вариативный урок физкультуры, кроме уже имеющихся двух обязательных. Цель реалистичная - не чемпионов вырастить, а познакомить ребят с боевым искусством, его философией и моральными принципами.

А в школах Тюмени вот уже семь лет развивают аэробику, дартс, пауэрлифтинг, настольный теннис, бокс, греко-римскую борьбу, рукопашный бой, хоккей на траве, гандбол и даже регби - в общей сложности восемнадцать видов.

Методист по физической культуре информационно-методического центра Тюмени, лидер конкурса "Педагог года" Антонина Сидорова рассказывает:

- В каких-то учебных заведениях, допустим, гири и спортивное ориентирование преподают прямо на уроках физкультуры, где-то они включаются во внеурочную деятельность, то есть "уходят" в секции, - говорит она. - Есть и допуслуги за определенную плату - это когда ребенок уже основательно погружается в выбранное направление. Но занимается он здесь же, в школе. Развивают шахматы, популяризацией которых в регионе основательно занимался 12-й чемпион мира, международный гроссмейстер Анатолий Карпов. Вообще же получилось так, что каждая школа выбрала свой вид спорта в зависимости от того, какими видами увлекаются сами учителя. Так, физкультурник из школы N 94 - инструктор по парашютному спорту в ДОСААФ. Так что ученики ее уже прыгают с парашютом. А педагог из 43-й - в прошлом гиревик, поэтому в учебную программу он добавляет элементы с гирями.

"Живешь на Дону - учись плавать!" - под таким девизом в Ростовской области действует программа по обучению детей плаванию. Ее запустили десять лет назад, и за это время больше 160 тысяч детей научились умению держаться на воде. Плаванию учат учеников начальной школы. Уже шестой год в регионе реализуется проект "Самбо - в школу". За год около 2,5 тысяч детей осваивают этот вид борьбы.

А вот в воронежской школе "Радуга", кроме обычной физкультуры, есть не совсем обычные уроки ботмеровской гимнастики. - Эта гимнастика разработана так, чтобы соответствовать развитию ребенка на каждом отрезке времени, - делится главный специалист по гимнастике Ботмера Сергей Белов. - Смысл в том, чтобы в нужное время маленький человек освоил нужные движения, отчего его организм будет укрепляться правильным образом. Это не спорт, мы не растим "узкого специалиста".

Комментарии

Выход или та же гребенка?

Свое мнение о спортивных уроках в школах высказали мама троих детей и профессиональный тренер

Анна Дьячкова, мама троих детей, занимающихся спортом, доцент Института экономики и управления Уральского федерального университета:

- По статистике, каждый третий школьник в России занимается спортом. Но при этом больше 70 процентов секций родители оплачивают из своего кармана. А если в семье трое, четверо детей? Наши дети, например, занимаются разными видами спорта: художественной гимнастикой, тхэквондо и плаванием. В месяц выходит примерно по пять тысяч на каждого. При этом есть еще дополнительные занятия, сборы. Экипировка и соревнования - отдельная статья расходов. Сшить, например, на заказ купальник для гимнастики стоит около 20 тысяч рублей. Скакалка, мяч, лента, булава - каждый предмет обходится от пяти до семи тысяч рублей. И это только часть затрат...

Вот поэтому спортивные уроки в школах, на мой взгляд, отличное нововведение. Ведь не все родители могут вкладываться в спорт. Ко всему у детей большая умственная нагрузка, поэтому немного спорта поможет переключиться, снять напряжение. Да и не все дети умеют играть в шахматы и ставить блоки от ударов, поэтому почему бы не научить их этому? Так что введение уроков по различным видам спорта прямо в школах, думаю, надо только приветствовать.

Владимир Черня, первый тренер неоднократного чемпиона мира по боксу Константина Цзю:

- Пусть кому-то мое мнение покажется парадоксальным, но я бы отменил уроки физкультуры в школе вообще. Детей с разными физическими данными ни в коем случае нельзя равнять под одну гребенку. У всех индивидуальные особенности, для кого-то и раз подтянуться - уже огромное достижение: так уж природа распорядилась, ничего не поделаешь. Но коль уж есть физкультура, оценка на ней должна быть для всех одна: молодец! Нужно поощрять и развивать малейшее желание ребенка заниматься физкультурой и спортом (!). Но делать это нужно на базе детско-юношеских школ. Где ребенок будет развиваться обязательно с учетом его индивидуальных особенностей, и тем видом спорта, который он выбрал сам. Вводить в школах уроки какого-то одного вида мне тоже кажется странным. Почему все школьники как один должны заниматься скалолазанием, например? Что касается единоборств, то тут вообще разговор особый. Занятия этими видами должны быть максимально осознанными. Раньше двенадцати лет лучше не начинать. Единоборства - это целая философия! И ребенок должен понимать, что делает, осознать эту философию.