30.08.2022 20:44
Поделиться

Валерий Вечорко: Филатовская готовится работать по новым стандартам оказания экстренной помощи

Такого в Москве еще не было - в городских больницах готовятся к вводу шесть скоропомощных комплексов: при НИИ СП имени Н.В. Склифосовского и ГКБ имени В.В. Вересаева - в январе 2023 года; ГКБ имени С.П. Боткина и ГКБ № 15 имени О.М. Филатова - в первом полугодии 2023 года; ГКБ имени В.М. Буянова и ГКБ № 1 имени Н.И. Пирогова - втором полугодии 2023 года. Это не только новые стены. Новое оборудование, новые стандарты оказания экстренной помощи. Как готовится работать в новых условиях городская клиническая больница № 15 имени О.М. Филатова, корреспонденту "РГ" рассказал ее главный врач Валерий Вечорко.
Фото представлено пресс-службой департамента здравоохранения Москвы.

Валерий Иванович! В Сокольниках, на базе одного из зданий ковидного госпиталя, создан тренировочный полигон для подготовки медицинского персонала в новом корпусе. Недавно вместе с другими главными врачами вы осмотрели его. Что скажете? Поможет он лучше подготовиться к работе по новым стандартам?

Валерий Вечорко: Я этот полигон не просто посмотрел. Вместе с командой наших врачей и медсестер мы участвовали в его создании. Надеюсь, сделали все для того, чтобы медперсонал отточил навыки, которые потребуются в скоропомощном стационаре. Там нужно будет с первых минут оказывать пациентам экстренную помощь.

Учебный полигон представляет собой модель приемного отделения, работающего по принципу триаж: красная зона для тяжелых больных, нуждающихся в немедленной помощи, желтая - для пациентов средней тяжести, зеленая - для легких. Но по такому принципу Филатовская больница в числе нескольких других в городе уже работает. Что для вас изменится с вводом нового корпуса?

Валерий Вечорко: Наша больница, хотя и считается одной из самых молодых в Москве, построена в 80-е годы прошлого века. Скромные площади ее приемного отделения предусматривали совсем другие условия для больных. Поступая на лечение, человек шел сначала к терапевту, тот направлял его к узкому специалисту. До койки он добирался, отсидев несколько часов в очередях. В последние годы мы действительно отказались от этого и переделали свое приемное отделение под смотровые. Пациент поступает в них сразу на диагностическую койку, на которой и проводится все необходимое обследование. Лаборант подходит, чтобы взять кровь, медсестра - снять кардиограмму, врач сделает УЗИ на мобильном аппарате и т.д. Чтобы это стало возможным, пришлось сделать перепланировку. Ведь как театр начинается с вешалки, так больница начинается с приемного отделения. Но оборудовать его по современным требованиям возможностей не было. В новом корпусе они будут. В красной зоне для больных, у которых есть угроза для жизни, в новом скоропомощном комплексе появится шоковая реанимация, где пациенту окажут первую помощь и откуда при необходимости переведут в операционную. Как это будет выглядеть, можно видеть в учебном полигоне. Мы участвовали там в создании зеленой зоны для легких пациентов.

И что же для таких больных может быть в этой зоне?

Валерий Вечорко: Кровати, чтобы человек мог отдохнуть - ведь больница для большинства всегда стресс. Есть гипсовая, чтобы сразу можно было зафиксировать перелом. Необходимое оборудование - аппараты УЗИ, мобильный рентген, ЭКГ. Словом, если нужно, тут же, на месте, проводится любое обследование, можно даже созвать междисциплинарный консилиум врачей. Здесь человек должен провести не более двух часов. За это время врач понимает, можно ли человека отправить домой на амбулаторное лечение или, если что-то остается еще неясным, лучше оставить его на сутки для наблюдения. Для этого будет оборудовано специальное диагностическое отделение.

В красной зоне оборудования, естественно, больше, включая КТ, МРТ, ангиографы, рентген-установки.

И все настоящее, не макеты? Полигон-то учебный?

Валерий Вечорко: Самое настоящее. Ведь тренируем мы реальных врачей к реальной работе. Учиться никогда не поздно, тем более в медицине.

В новых корпусах экстренной помощи созданы все условия, чтобы больному как можно скорее поставили диагноз Фото: пресс- служба департамента здравоохранения Москвы

Новые алгоритмы в скоропомощных корпусах разработаны уже для 87 клинических случаев. Филатовская готова работать по ним?

Валерий Вечорко: Мы работаем практически по всем из них. У нас большой сосудистый центр, лечим пациентов с инсультами и инфарктами, оперируем больных с кишечной непроходимостью, острыми аппендицитами, острыми холециститами, панкреатитами, травмами, проблемами в гинекологии… Всех направлений не перечислить.

Как театр начинается с вешалки, так больница начинается с приемного отделения

Когда ожидается пуск нового корпуса?

Валерий Вечорко: Сейчас его готовность оценивается на 66 процентов. Работы ведутся хорошими темпами, в помещениях уже идет отделка. В будущем году, надеюсь, примем в скоропомощном корпусе первых пациентов.

Количество пациентов, которым вы оказываете экстренную помощь, с его открытием увеличится?

Валерий Вечорко: Безусловно. Раза в два - вместо нынешних 150 человек в среднем сможем принимать до 300 в сутки.

Что еще изменится для пациентов, нуждающихся в срочной помощи?

Валерий Вечорко: С ними будут работать социальные координаторы - первый небольшой опыт у нас уже есть. Ведь к нам часто поступают люди в бессознательном состоянии. Пока врачи их спасают, социальные координаторы делают все для того, чтобы узнать, кто они и откуда, проинформировать о случившемся родственников, а в будущем, если потребуется, оказать им помощь в восстановлении документов, доехать после выписки до дома, помочь в первое время после операции.

А для медицинского персонала в новом корпусе что предусмотрено?

Валерий Вечорко: Будут оборудованы душевые и комнаты для переодевания сотрудников. Появятся комнаты психологической разгрузки. Передохнуть можно будет и на летней веранде, посидеть, выпить кофе.

В обучении врачей и медперсонала к запуску сети скоропомощных стационаров акцент делается на командную работу. Почему?

Валерий Вечорко: Больной в экстренном состоянии, как правило, нуждается в помощи не одного врача. В его спасении чаще всего задействованы хирурги, нейрохирурги, травматологи, кардиологи… Это только врачебный состав. А еще медицинские сестры, лаборанты. В условиях, когда на счету каждая минута, особенно важна слаженность во взаимодействии всех служб и отдельно взятых специалистов. Я бы сравнил ее с механизмом в часах. Когда все стрелочки-шестеренки в нем двигаются, часы работают. Если какой-нибудь рычажок даст сбой, они встанут. У нас этот сбой просто недопустим. Вот почему и создан учебный полигон, чтобы мы могли отработать четкое взаимодействие с первых минут поступления пациента в скоропомощной стационар уже сейчас, когда он еще не открылся. В ходе тренировок, как спортсмены, которые никогда не возьмут золота на Олимпийских играх, если не будут готовиться к ним. Только у нас ставка еще дороже золота - бесценные человеческие жизни.