30.08.2022 21:05
Поделиться

Во Франции дефицит учителей восполнят кандидатами с улицы

Такого во Франции еще не было. Из-за нехватки учителей в этом учебном году власти были вынуждены привлечь к преподаванию людей, у которых нет профильного образования и опыта работы. К примеру, в ряде начальных школ департамента Сен-Сен-Дени, что примыкает к Парижу с востока, на работу приняли 150 человек, у которых не было специального сертификата CAPES, свидетельствующего о профессиональной педагогической подготовке.
Выпускников французских вузов не привлекает карьера школьного учителя из-за низкой оплаты труда.
Выпускников французских вузов не привлекает карьера школьного учителя из-за низкой оплаты труда. / gettyimages

Для того чтобы быть зачисленными в штат, им было достаточно предъявить справку об окончании трех курсов того или иного вуза, а также пройти короткий инструктаж. По словам одного новоиспеченного преподавателя, вся процедура принятия на работу заняла у него полчаса. Затем в течение нескольких дней ему и другим "счастливцам" объясняли, что такое педагогика, а заодно проверяли знание того или иного предмета, который им предстоит вкладывать в головы школяров. "Конечно, без стресса не обошлось, ведь раньше мне никогда не приходилось иметь дело со школьниками", - сознался новоиспеченный педагог.

Всего же по стране в этом году из-за беспрецедентно напряженной ситуации с наймом педагогического персонала были наняты три тысячи так называемых контрактных работников. В министерстве национального образования Франции не скрывают остроты ситуации. Месье Пап Ндиай, недавно назначенный на пост главы этой структуры, во время посещения центра по набору учителей в местечке Кретей, где недосчитались около 800 педагогов, признался, что без этой чрезвычайной меры не обойтись. Озабочены ситуацией и в Елисейском дворце. Эмманюэль Макрон, выступив на днях в Сорбонне, заявил, что "нынешняя школа оказалась не на высоте", а вся система "плохо организована".

Еще более критично ситуацию оценивают профсоюзы. Так, президент профсоюза учителей Жан-Реми Жирар считает, что некогда престижная профессия "утратила ценность в глазах общественности, ибо плохо оплачивается".

И действительно, многих выпускников французских вузов все меньше привлекает карьера школьного учителя именно по этой причине. Это, в частности, касается тех, кто, получив университетский диплом в области математики, не идет преподавать в школу, а отдает предпочтение финансовому сектору, области высоких технологий, где зарплаты для такого рода специалистов на порядок выше. Ну а родители? Они разводят руками. Их мнение выразил Лорен Замецковски из федерации, объединяющей на национальном уровне семьи школьников: "Все, что мы требуем, это качественный уровень преподавания, а этому надо учиться".

Как у нас

Дефицит педагогов в школах, похоже, стал сегодня "общим местом". В России его тоже ощущают, чаще - в сельских школах. По последним данным, в России не хватает учителей математики, физики, иностранного языка. Дефицит ощущается и по стратегически важной сегодня для страны информатики. Кто только ее не преподает - и математики, и физики, и даже физруки. Остро не хватает логопедов и дефектологов.

По данным РАНХиГС, в целом по стране число вакансий в школах превышает число учителей на 3 процента.

Чтобы отчасти восполнить кадровый дефицит в школах, был принят закон, разрешающий студентам вузов работать в школах еще до получения диплома. Молодежь привлекают и к основным урокам, и к ведению кружков и секций. Какие нюансы?

Чтобы вести уроки по основным школьным предметам, студент должен окончить не менее трех курсов педагогического вуза или факультета и пройти аттестацию. А вот кружки и секции разрешено вести молодежи из любых вузов. Например, факультатив по робототехнике вполне может вести студент инженерного вуза. Но и тут есть ограничение - не "младше" третьего курса. Главное, чтобы программа их подготовки совпадала с направлением дополнительной программы - программы кружков, которые они хотят вести.

Эта норма не только помогает закрыть дефицит педагогов по некоторым направлениям. Это еще и отличная мотивация и практика для самих студентов. По словам президента Российской академии образования Ольги Васильевой, сегодня остро стоит вопрос о том, как привести молодого педагога - выпускника вуза в школу. По прогнозам, к 2029 году учителей моложе 30 лет будет не более шести процентов. А последние исследования показывают: из 100 процентов поступивших на педагогические направления в вузы до школ реально доходит более 30 процентов.

Кроме того, правительство России утвердило Концепцию подготовки педагогических кадров до 2030 года. планируется усилить предметную и практическую подготовку, усовершенствовать целевой набор, особенно по самым дефицитным направлениям и разработать механизмы закрепления начинающих педагогов в профессии.

Подготовила Мария Агранович