30.08.2022 19:38
    Поделиться

    Что стоит посмотреть на Московском международном кинофестивале

    Пять российских картин 44-го ММКФ
    Уже 2 сентября, назовет победителей 44-й Московский Международный кинофестиваль. Но уже можно назвать двух из них. Первый - Константин Хабенский - он получил на открытии фестиваля специальный приз "За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С. Станиславского" "Верю!". А второй - при том, что фестиваль получился, вопреки обстоятельствам, в этом году действительно международным, победило российское кино. Зрители смогли увидеть в разных программах новейшие фильмы различных жанров и обсудить их еще до появления в прокате. Обозреватель "РГ" выбрала пять картин из тех, что посмотрела в первые дни фестиваля. В планах еще и другие, о которых расскажем позднее.

    "Петрополис" Валерия Фокина

    "Петрополис" рассказывает о том, как инопланетяне пытаются повлиять на ход развития истории на Земле. Российский ученый входит с ними в контакт. Фото: предоставлено Star Media

    Фильм открывал показы в новой программе "Русские премьеры". Эту киноработу художественного руководителя Александринского театра ждали, как киноманы, так и поклонники театрального искусства. В итоге, перефразируя Шекспира, можно говорить о том, что "Весь фильм - театр и люди в нем - актеры". И это не упрек, а скорее - попытка подчеркнуть достоинство фильма. Каждый делает то, что умеет. Фильм выглядит как наш ответ "Прибытию" Дени Вильнева. По сюжету к Земле прилетают инопланетяне - более высокоразвитые существа, которые пытаются повлиять на ход развития нашей планеты, в частности, на историю.

    Главный герой - талантливый ученый Антон Шагин входит с ними в контакт. Однако, с профессиональным смешивается личное. Жену ученого - Анну играет Юлия Снигирь. Лента талантлива, но - не для всех и каждого. Простому зрителю после 27 октября (а именно тогда лента выходит в прокат) высидеть все два часа, что она идет, будет сложно. Любопытно, что Фокин закончил фильм более года назад, однако основные посылы - особенно в плане того, что касается взаимоотношений между государствами, ядерного вооружения, установления границ, войны и мира - звучат невероятно актуально. В фильме даже есть персонажи, прототипами которых послужили лидеры государств. Представлены и Израиль, и США, и Франция, и другие страны. Но "главный герой" картины в этом плане - Санкт-Петербург.

    "Огород" Ларисы Садиловой

    Режиссер Лариса Садилова умеет снимать настоящее народное кино. Фото: предоставлено Star Media

    Не каждый российский режиссер, за редким исключением, умеет снимать российскую глубинку так, чтобы получилась не "хтонь" или не "телемувик". Режиссер Лариса Садилова - это редкое исключение и есть. Ее фильмы наполнены искренней любовью к простым людям и к земле, на которой они живут. В данном случае главная героиня фильма "Огород", которой уже под 70 - в исполнении Валентины Теличкиной, встречает в санатории свою любовь. Женатую любовь. В главной мужской роли - артист не из Москвы, из Брянской филармонии Юрий Кутафин. Дома героиня Теличкиной живет с сестрой. Ольга Лапшина блестяще, как она умеет, играет вредную эгоистку, живущую за счет ближайших родственников - как же узнаваем ее образ в реальной жизни. Единственная отрада для младшей сестры - встречи в санатории раз в год, да огород-кормилец для всей семьи, в том числе и для детей, уехавших в Москву. Еще одна яркая работа в картине - Раиса Рязанова играет вещунью в сериале "Зрячая", который любит смотреть вся глубинка, особенно вредная старшая сестра. Яркая пародия на современное ТВ. Фильм "Огород" вошел в основной конкурс ММКФ, но мог бы украсить и любой международный кинофестиваль - напомним, что предыдущий фильм Садиловой "Однажды в Трубчевске" взяли в Канны.

    "Французский мастер" Юсупа Разыкова

    Алексей Гуськов играет в фильме "Французский мастер" человека, который живет прошлым, и это мешает ему думать о будущем. Фото: предоставлено Star Media

    Известный актер Алексей Гуськов в картине играет массажиста. Много красивых женских обнаженных спин, но главное - не это, а история человека, одинокого, давно ушедшего в себя и живущего воспоминаниями. Официантка говорит Герману (так зовут героя Гуськова), что он ей кажется невероятно одиноким. В ответ он просит не лишать его этой привилегии - их (привилегий) не так много осталось в его жизни. При просмотре можно вспомнить лучшие образцы киноклассики - на ум обязательно придут "Уроки французского". Но самая яркая ассоциация - с картиной Джузеппе Торнаторе "Лучшее предложение", где главную роль - одинокого ценителя искусства - сыграл Джеффри Раш. В жизни героя Гуськова тоже появилась красивая девушка - ее играет Анна Чиповская, и также - в образе Мадонны с полотен. Хотя и поет в подземном переходе.

    Фильм Разыкова во многом из ассоциаций сам же и состоит. А еще он - самобытен, музыкален, художественнен и поэтичен. В героя Гуськова можно влюбиться, что и происходит с некоторыми его клиентками. Однако за странным мастером тянется не менее странный шлейф... Красавицы, побывавшие у него на столе, пропадают...

    Фильм Юсупа Разыкова, как обычно, ничего не говорит прямо в люб. Вообще, этот режиссер порой говорит с самим собой больше, чем со зрителем, но за процессом всегда интересно наблюдать. И актриса элегантного возраста Елена Сусанина, иуза многих фильмов Разыкова ("Керосин", Живитедолго") играет и во "Французском мастере" в небольшом, но запоминающемся эпизоде. Алексей Гуськов же вполне мог бы претендовать на награду за лучшую мужскую роль, хотя фильм и не в конкурсе, а в программе спецпоказов. Но получит где-нибудь еще, на других фестивалях.

    "Сердце Пармы" Антона Мегердичева

    "Сердце пармы" — крупнейший российский эпос. Есть книга и фильм, будет — сериал, и сейчас выходит серия путеводителей по местам этого мира. Фото: предоставлено Star Media

    Эта картина - экранизация бестселлера Алексея Иванова, написанного 20 лет назад, открыла ММКФ в этом году. Посыпались первые мнения - сравнивали и с "Игрой престолов" , и с "Властелином колец", при этом отмечали, что это - не похожий ни на что российский эпос. На сайте "РГ" можно прочитать подробности - не станем повторяться. А расскажем вот что - фильмы выходит в прокат 6 октября, а именно сейчас, в эти дни писатель Алексей Иванов и его продюсер Юлия Зайцева во время отдельного тура по стране представляют новейшую серию путеводителей "Путешествия с Алексеем Ивановым". Первые два так и называются "Железный пояс" и "В сердце пармы". Ближайшая презентация - 8 сентября в Екатеринбурге (вход бесплатный, по регистрации). По всем местам, где происходит действие и в романе, и в фильме, каждый с этими путеводителями сможет ходить самостоятельно.

    И вот что говорит по этому поводу Алексей Иванов:

    "В сердце пармы". Формально - это путеводитель, на деле - ничего подобного. Это настоящий серьёзный нон-фикшн, сделанный в виде путеводителя. То есть книга о мощном и необычном культурном феномене, в котором есть всё, что сейчас в тренде: язычество, шаманы, битвы на мечах, клады, крепости, волшебные леса, тайны и магия - полнокровный и волнующий мир фэнтези. Парадокс же заключается в том, что всё это существовало на самом деле. Более того - существует и сейчас. Из этого материала я сделал роман, а Юлия Зайцева и её команда - собственное произведение совсем иного рода. Мы, авторы, опираемся на абсолютно достоверные факты, просто они настолько удивительны, что кажутся сюжетами Толкина или сеттингом "Игры престолов". В общем, "В сердце пармы" - путеводитель не по конкретной местности и не по моему роману, а по фэнтезийной вселенной. С этим путеводителем человек как бы приезжает внутрь фэнтези - хоть реально, хоть виртуально. Книга написана ярким, лёгким и современным языком, иногда с иронией; она похожа на дружеский разговор, а не на лекцию. У неё стильный дизайн и авторские иллюстрации. Она интерактивна. Она сама - как улётное путешествие".

    "История неполучившегося фильма" Никиты Михалкова

    Чехов, по словам Никиты Михалкова, требует духовного соответствия ему. Фото: "Мосфильм"

    Новый документальный фильм вошел в программу специальных показов ММКФ. Никита Михалков, конечно, работает рентабельно. Все - в дело. Так, несколько лет назад он издал книгу, в которой разбирается критика продолжений фильма "Утомленные солнцем" ("Предстояние" и "Цитадель"). Отдельный труд. В этом году он представил документальную картину, сценарий которой написал совместно с Андреем Зайцевым ("Бездельники", "Блокадный дневник", "14 плюс") "История неполучившегося фильма". Речь в картине конкретно о фильме "Вспоминая Чехова", который Михалков, как режиссер, начал снимать еще в 1993 году. Съемки состоялись, в фильм - нет. Документальную ленту можно было бы воспринимать и как расширенный видео мастер-класс от мэтра. Да, так бывает, что кино не получается. Более того - что кино мстит - об этом сам Никита Сергеевич говорит с экрана, предваряя фильм. Но тут есть тонкий нюанс. Михалков снял фильм - урок. И другим, и самому себе. Как же так вышло, что в 1976 году у режиссера Чехов получался и был ему созвучен? Речь о картине "Неоконченная пьеса для механического пианино". Потом получались и другие классики - например Гончаров ("Несколько дней из жизни Обломова"). А в 1993 году с Чеховым уже не сложилось. Всей документальной картиной Михалков дает ответ на этот вопрос. Показывает материалы, которые свидетельствуют о талантливой актерской работе. Авангард Леонтьев, Всеволод Ларионов, Ирина Купченко, Владимир Ильин... Ах какой в ленте Владимир Ильин в роли литературного критика! Некоторые современные режиссеры даже ради сцен с ильиным скроили бы фильм на хип-хоп и объявили бы его получившимся. А Михалков - нет. По сюжету картины "Вспоминая Чехова" в день рождения Антона Павловича - люди, которые знали его лично - артист, писатель и близкая знакомая идут на его могилу, а затем - в ресторан помянуть. К ним без приглашения примыкает и критик. Но отчего не вышло кино? Михалков включил в ленту и путешествия по России, по святым местам, которые предпринимались, чтобы посмотреть на труд с другой стороны, совершить иной подход. Но снова - за монтажный стол. И снова - не то. Кадры исканий перемежаются с эпизодами, в которых автор рассуждает о роли кино и духовных ориентиров в жизни художника и творца. И признает сам: нужно быть достойным Чехова, чтобы о нем снимать. Говорит о том, что на момент съемок и монтажа картины еще не обладал нужным внутренним знанием и глубиной…

    Поделиться