Поделиться

    Как на жизнь пчелиных семей влияет человеческий фактор

    В этом году медосбор в Центральной России средний, а то и ниже среднего. Впрочем, цены на мед, как показали ярмарки на Медовый Спас, мало изменились: если и подросли, то в основном за счет роста стоимости тары. "Объемы продаж меда сильно просели, - жалуются пасечники, - куда уж цены поднимать". Даже в столице, огромный рынок которой традиционно выручал пчеловодов из соседних регионов, меда удается продать раза в три меньше, чем полтора-два года назад.
    Сегодня спрос на мед заметно снизился.
    Сегодня спрос на мед заметно снизился. / Егор Алеев/ТАСС

    Сейчас на пасеках завершается горячая пора - откачка меда. После медосбора пчеловоды начнут готовить пасеки к зимовке. Ну а пока можно подводить приблизительные итоги.

    - Медосбор в Тульской области в этом году гораздо хуже, чем в прошлые годы, - поделился с "РГ" председатель тульского отделения Российского национального союза пчеловодов Алексей Косолапченко. - Причин несколько. Это и сложная зимовка, и холодный и дождливый май, а теперь вот аномальная жара.

    Минувшая зима для пчеловодства была сложной и тяжелой: из-за ранних холодов осенью пчелы не смогли достойно подготовиться к зимовке. Зимние температурные скачки усугубили ситуацию. А в довершение - затяжная весна. Алексей Косолапченко напомнил, что в мае, когда идет самый активный рост растений, нагрянули холода и дожди. В это время и пчелиные семьи набирают силы. Но из-за холодов надо было обогревать ульи и семьи не нарастали.

    Директор ФГБНУ "Федеральный научный центр пчеловодства", доктор сельскохозяйственных наук Анна Брандорф обратила внимание на нынешнюю жару. Как она пояснила "РГ", температура выше 30 градусов - плохая для выделения нектара растениями, и пчелам попросту нечего собирать. Севернее, где чуть прохладнее, ситуация получше.

    Если с погодными проблемами пчеловоды как-то справляются, то с потравой пчел бороться сложно

    Если с погодными проблемами пасечники как-то справляются, то с потравой пчел бороться сложно. После 2019 года, когда из-за бесконтрольного применения ядохимикатов случалась массовая гибель пчел, были приняты меры поддержки пчеловодов и на законодательном уровне, и на уровне исполнительной власти. Казалось бы, вопрос закрыт. Но - нет, прошло три года и все началось по новой. По словам пчеловодов, закон-то есть, но контроля за его исполнением нет.

    - За эти годы лучше не стало. Да, после стресса 2019 года в последующие два года стало чуть лучше. Но, как только совещания на высоком уровне на эту тему прекратились, все вернулось к ситуации 2019 года, - рассказала Анна Брандорф. - Человеческий фактор играет большую роль. Вопрос, как правило, решается на уровне хозяйств. Но аграрии не хотят слышать пчеловодов. И наоборот.

    В Тульской области и вовсе пришла беда откуда не ждали: если раньше потрава пчел была из-за обработки рапса, то в этом году - из-за подсолнечника. По словам Косолапченко, раньше такого не было.

    Может быть, раньше у подсолнечника была более лояльная к пчелам химия. Возможно, в хозяйствах применяют препараты, которые не допускаются на цветущих культурах, а только в стадии бутонизации. Всегда находятся процентов десять нерадивых руководителей хозяйств, которые в погоне за собственной выгодой других не видят, - рассуждает председатель тульского отделения Российского национального союза пчеловодов. - Как бы то ни было, но в последние две недели на многих пасеках региона началась массовая гибель пчел. Буквально каждый день идут сообщения о гибели семей.

    Попытки обратиться за помощью к властям ни к чему не привели. Чиновники предлагают пчеловодам самим договариваться с аграриями. Тульские пасечники даже решили скинуться и развесить в областном центре и по дорогам области щиты с призывом: "Помогите спасти пчел!".

    Тем временем за дело взялись ученые. В Рязани по национальному проекту "Наука и университеты" на базе ФГБНУ "Федеральный научный центр пчеловодства" создан селекционно-племенной центр. В нем изучаются, как научные вопросы, ответы на которые могут стать мировой сенсацией, так и темы, более приближенные к производству меда.

    Например, получение новых сортов медоносных культур. В свое время специалистами Центра пчеловодства был разработан сорт фацелии "Рязанская" очень хорошего качества. Сейчас же, как рассказала "РГ" Анна Брандорф, разрабатывают фацелию, у которой еще больше цветов, а в нектаре больше сахара. Анна Зиновьевна - один из ведущих российских специалистов в области пчеловодства, в этой сфере она работает уже больше 20 лет.

    - Мы занимаемся как раз получением нового сорта "Алешинская". Это прекрасная кормовая культура для медоносных пчел. Во многих регионах Российской федерации ее можно высевать в 2-3 срока, - отмечает Анна Брандорф.

    Другое направление работы - борьба с клещами. Эти паразиты не только тянут соки из самих пчел, но и нападают на личинки. К тому же клещи - переносчики вирусных заболеваний. Из-за нападений паразитов снижается иммунитет у пчел, уменьшается производство меда, воска - пчелиная семья не развивается.

    - Весь мир над этим работает. Клещи появились в России в 1970 годы и очень быстро распространились. От них погибали целые пасеки. Тогда нашли химические препараты для борьбы с ними, Но в последние 10 лет появилась новая проблема - клещи стали устойчивыми к этой химии. И сейчас вновь от них гибнут пчелиные семьи, - рассказала Анна Зиновьевна.

    Но и пчелы не так просты: ученые заметили, что не все семьи погибают от клещей, а некоторые особи способны распознавать и доставать из сот зараженные личинки, некоторые могут очищать от клещей друг друга - такой процесс у насекомых называется грумингом. Сейчас учеными Центра ведется селекция - выведение устойчивых к заболеваниям и отличающихся повышенной зимостойкостью пчел. Вырабатывается методология осеменения пчелиной матки, криохранения спермы трутней.

    Изучают в Центре пчеловодства и сами ульи. В последнее время их часто делают не из дерева, а из легких синтетических материалов. "Многие пчеловоды задают вопрос: чем хороши такие ульи, и что в них не так. Сейчас изучаем их, сравниваем. У современных ульев есть, как свои плюсы, так и минусы", - считает Анна Брандорф.

    Заведующий лабораторией селекции и молекулярной генетики исследований медоносных пчел Сергей Митрофанов добавляет:

    - У таких ульев меньше теплопроводность, рабочие пчелы в меньшей степени занимаются их обогревом и в большей мере - производством меда. Таким образом, растут объемы. А мы будем изучать, как это повлияет на качество продукции.

    К слову, для более детальных исследований Центр приобрел оборудование, которое помогает контролировать пчелиные семьи удаленно. Например, многие ульи стоят на электронных пасечных весах, в которые вмонтирован блок, передающий ученым данные в течение дня в виде смс-сообщений. А для изучения продуктов пчеловодства, благодаря национальному проекту "Наука и университеты", здесь смогли закупить новейшее оборудование, позволяющее исследовать состав меда.

    Поделиться