30.08.2022 12:56
    Поделиться

    Основную магистраль Смоленска бросил очередной подрядчик

    На проезжей части - трещины и ямы, на тротуарах срезан асфальт, дорожной техники и рабочих как не бывало. Ремонт улицы имени полка "Нормандия - Неман" в центре Смоленска, на который выделили около 200 миллионов рублей по нацпроекту "Безопасные качественные дороги", начался в мае прошлого года и закончится при хорошем раскладе в 2023-м. За это время на объекте сменилось несколько подрядчиков, причем уходили они "по собственному". Сейчас работы вновь заморожены. Довести дорогу до ума обещают к следующей осени.

    Первый контракт, на 119,5 миллиона рублей, городское управление дорожного хозяйства и строительства заключило с ЗАО "Производственно-коммерческая фирма "РБДС". Капитальный ремонт полотна следовало провести с 1 мая до 15 октября 2021 года. Однако еще в феврале обнаружилось, что дорога находится в худшем состоянии, чем ожидали заказчики. Основание вспучилось на всем протяжении. Тогда муниципальному учреждению "Строитель", руководители которого с завидным постоянством становятся фигурантами уголовных дел, поручили сделать локальные сметные расчеты на дополнительные работы. В них входили регенерация основания и замена водопровода - то, что предшествует собственно замене асфальта.

    Логично было бы иметь единого подрядчика. План регенерации изначально согласовали с "РДБС", но по неизвестным причинам фирма не стала участвовать в электронном аукционе на дополнительные работы. В итоге контракт на 72 миллиона выиграло ООО "Виадук-М". Срок сдачи поставили до 14 сентября. Таким образом, у первого подрядчика оставался бы еще месяц на укладку нескольких слоев полотна. Но метод регенерации решили изменить и из-за этого сдвинули срок, в который следовало восстановить основание дороги.

    - Первоначально стоимость работ по капремонту улицы "Нормандия - Неман" рассчитали исходя из того, что регенерация будет идти с применением битумной эмульсии. Но данный метод не убирал отраженные трещины, выявленные после фрезерования верхнего слоя асфальтобетонного покрытия. К тому же при жаркой погоде битум теряет несущую способность, что чревато образованием колеи. Поэтому выбрали метод холодной регенерации с применением не битумной эмульсии, а стабилизатора грунтов "Парагон". Данная технология предпочтительнее, так как способствует увеличению межремонтного срока. В соединении с цементом "Парагон" образует более прочное и эластичное основание. К тому же холодная регенерация обходится дешевле, в итоге удалось укрепить основание вдвое большей толщины и за меньшую сумму - около 60,6 миллиона рублей (за комплекс работ, включающий и устройство водовода), - пояснил член штаба Общероссийского народного фронта в Смоленской области Николай Яров, модератор площадки по контролю над дорожными проектами.

    Работы проверялись путем строительной экспертизы и лабораторных испытаний. Подрядчик получил свои 60,6 миллиона. Сразу после регенерации в течение трех дней на дороге следовало уложить выравнивающий слой асфальтобетона - чтобы исключить повреждение основания. Об этом знали и в профильном управлении мэрии, и, очевидно, в "РБДС". Но 5 октября фирма в одностороннем порядке отказалась от исполнения муниципального контракта на 119 миллионов.

    Из-за расторжения контракта и отсутствия покрытия ситуацию на проезжей части признали аварийной

    - У организации была возможность принять участие в аукционе на капремонт и самостоятельно провести регенерацию основания, чтобы не сомневаться в ее качестве. В конце концов, власти могли расторгнуть первый контракт по "Нормандии - Неман" и объединить все необходимые работы - регенерацию, укладку трубопровода и асфальта - в один лот, чтобы два подрядчика по разным контрактам (да еще и с разными заказчиками) на одной дороге не мешались друг другу. Но случилось так, как случилось. "РБДС" ушел, ссылаясь на недоверие к работе предшественника. Дорогу открыли для автомобильного движения, ничем не защищенное основание начало деформироваться, - напомнил Николай Яров.

    Из-за расторжения контракта и отсутствия асфальтобетонного покрытия ситуацию на проезжей части уже 7 октября признали аварийной. ГИБДД выдала мэрии предписание, указав на угрозу безопасности движения... Чиновники экстренно нашли другого подрядчика - ООО "Корпорация СтройИндустрия". Но вплоть до начала укладки асфальта основание мокло под проливным дождем. В результате по гарантии дорогу переделать нельзя.

    Выделенные по нацпроекту средства зависли, их перенаправили на новые контракты, чтобы все-таки довести ремонт улицы "Нормандия - Неман" до финала. "Корпорация СтройИндустрия" за 48,5 миллиона уложила выравнивающий слой, затем в декабре 2021 года выиграла еще один заказ - на 120 миллионов - для укладки верхнего слоя полотна, замены покрытия на тротуарах и съездах, установки дорожных знаков, нанесения разметки... Раскопали пешеходные дорожки вдоль улицы в мае, закапывают в конце августа. Объявив о расторжении контракта по инициативе подрядчика. И экспертам, и простым смолянам уже ясно, что в этом году эпопея с ремонтом не закончится.

    - Возмущение горожан по поводу тротуаров, в значительной части не закрытых даже первым уровнем асфальта, я разделяю. Лишний раз убеждаюсь в том, что решение о передаче с 2023 года полномочий по дорожно-хозяйственной деятельности с городского уровня на областной было верным, - заявил смоленский губернатор Алексей Островский. - Нам надо будет заниматься уже не ремонтом улицы "Нормандия - Неман", а ее реконструкцией: делать ливневки, трехуровневый слой асфальта, парковки, освещение. Но сначала необходимо провести экспертизу того, что уже есть, и результаты передать в правоохранительные органы. На мой взгляд, подрядчик свои обязанности выполнил некачественно. Если бывшее руководство МКУ "Строитель" привлекут к уголовной ответственности еще и по данному вопросу, буду это только приветствовать.

    Поделиться