Рафик Равилович, власти Москвы обещали, что северный участок Московского скоростного диаметра будет введен в строй к Дню города. Получается?
Рафик Загрутдинов: Такую задачу мэр Москвы Сергей Семенович Собянин поставил перед нами еще в начале года, и мы прилагаем все усилия, чтобы ее выполнить. Северная часть диаметра самая тяжелая. Строить ее пришлось, не останавливая движение на крупных городских магистралях и в "окна" на железной дороге, так как трасса пересекает большое количество путей. Не говоря уже о том, что мы переложили там огромное количество коммуникаций. И тем не менее, работы идут по плану. Завершаем сейчас сооружение эстакады, одной из крупнейших в городе, которая пройдет от Алтуфьевского до Дмитровского шоссе. Длиной она 2,4 километра, а вместе с боковыми проездами - 8 километров. Местами эстакада проходит на высоте 21 метра - то есть на опорах фактически с семиэтажный дом. Всего же на МСД протяженностью 68 километров будет 136 искусственных сооружений - по-другому в таком плотно застроенном городе, как Москва построить бессветофорную магистраль невозможно.
Если оценивать в процентном отношении, какова сейчас готовность Московского скоростного диаметра?
Рафик Загрутдинов: Северный участок внутри МКАД приближается к 100 процентам. Остались детали: наносится разметка, идут пуско-наладочные работы по освещению, автоматизации и диспетчеризации дорожного движения. Параллельно готовим документацию для ввода первой части в строй. К Дню города по нему запустим движение. Южный участок построен на 48 процентов. Полностью по всей трассе поедем в 2023 году.
Когда дорогу только начинали строить, жители близлежащих районов опасались, что увеличившийся поток машин, которые поедут под окнами домов, очень осложнит их жизнь. Что сделано для того, чтобы этого не случилось?
Рафик Загрутдинов: Когда после Дня города вы сядете в машину и прокатитесь по северной части Московского скоростного диаметра, то сами увидите: большая часть трассы идет вдоль железных дорог и по промзонам. Там же, где магистраль приближается к жилым домам, мы выполнили все требования, существующие для снижения шумового воздействия. Одних шумозащитных экранов установили 27 километров. В квартирах москвичей, дома которых оказались в ближней зоне к дороге, поменяли окна на шумозащитные с клапанами для проветривания. Хочу обратить внимание еще на один момент. Наибольший шум и вредные выхлопы от автомобиля бывают в пробках. На бессветофорной трассе, как МСД, у двигателя машин выхлопы и шум минимальные.
Если же говорить об эффекте трассы на жизнь москвичей и всего города, его трудно переоценить. С севера на юг столицы можно будет проехать, минуя центр, за 40 минут. Улучшение транспортной ситуации почувствуют жители 44 районов города. К тому же напомню, появляется не просто новая дорога, а в рамках формирования нового транспортного каркаса в эти районы приходят и новые станции метро, и Московские центральные диаметры, и новые маршруты общественного транспорта. В итоге москвичи по ряду маршрутов будут в полтора-два раза меньше тратить времени на дорогу.
Полный репортаж с "Делового завтрака" с Рафиком Загрутдиновым читайте в одном из ближайших номеров "РГ".