30.08.2022 15:56
    Поделиться

    В Татарстане музей-заповедник Свияжск получил статус "туроператора"

    С конца августа из Казани запустили комбинированный тур по железной дороге до остров-града Свияжска. В голове электропоезда старинный колоритный паровоз образца прошлого века, гудок которого разносится на многие километры. Эта поездка, со специальной программой в сопровождении гида, сюрпризы в дороге, экскурсии во время поездки и по свияжскому музею, по сути, первое подобное путешествие, организованное самим остров-градом, который получил статус туроператора.
    Гудок паровоза образца прошлого века на многие километры сообщает, что туристы едут в Свияжск.
    Гудок паровоза образца прошлого века на многие километры сообщает, что туристы едут в Свияжск. / Олег Платонов

    - Это вынужденная мера, - признался корреспонденту "РГ" директор музея-заповедника Артем Силкин. - "Остров-тур" - по факту расширенное подразделение туротдела нашего учреждения. Решение возникло из-за повышенного спроса на организацию туров в Свияжск и по Татарстану.

    Хотя остров-град является объектом культурного наследия ЮНЕСКО, самостоятельно добраться до него из Казани, если нет автомобиля, по-прежнему сложновато. Билеты на речные суда купить трудно, поскольку их быстро разбирают, а онлайн они не продаются. Пассажирских судов в этом направлении явно не хватает. Постоянных регулярных автобусных рейсов до сих пор не существует. Правда, появились интермодальные перевозки: турист приезжает на железнодорожную станцию Свияжск, а оттуда его автобусом довозят до острова.

    Как говорит Артем Силкин, эта проблема не в их компетенции, поэтому проще продавать туры без посредников.

    - Статус туристического оператора позволяет нам продавать экскурсии и в другие места, - говорит директор музея. - Безусловно, это один из подходов, который позволяет увеличить внебюджетную составляющую финансирования музея-заповедника, потому что времена сейчас непростые. Все должны думать о том, как повысить финансовую устойчивость.

    Сегодня без привлечения внебюджетных средств делать качественные выставки и интересные мероприятия невозможно. Государство, конечно, финансирует - в тех объемах, которых оно может себе позволить. Но не менее 30-40 процентов расходов ложится на музей.

    - До сих пор это удавалось сделать, но хочется качество работы повышать, - констатирует Силкин. - Музейное оборудование сильно подорожало. Даже для того чтобы нам использовать нормальные витрины, к каким привыкли посетители, нужно хорошо зарабатывать.

    Свияжск - не единственный музей-заповедник, ставший туроператором. Уже несколько лет в таком формате работает Елабуга. Примечательно, что "Остров-тур", офис которого на днях открылся в Казанском цирке, сам генерирует идеи, и к поездке на историческом паровозе в Свияжск скоро добавится спецтур по железной дороге Казань-Дивеево-Казань.

    - Для нас это один из способов привлечь дополнительных пассажиров на новую электричку, которую мы запустили в начале августа между Казанью и Нижним Новгородом, - говорит Николай Еремцов, начальник отдела организации перевозок и обслуживания пассажиров Пригородной пассажирской компании "Содружество". - Обычно мы делали туристические поездки, но в рамках одного региона такой опыт у нас впервые.

    По его словам, количество пассажиров нового электропоезда превысило ожидания. Даже с учетом того, что сейчас лето и многие туристы переориентировались на внутренний туризм. При 370 сидячих местах в четырех вагонах каждый день 160-180 человек курсируют в обоих направлениях. Это очень хороший показатель.

    - Мы открыты к сотрудничеству, - признается Николай Еремцов. - Сейчас ведутся переговоры с нашими коллегами в Нижегородской области, так что возможны появления новых маршрутов. По сети есть удачные эксперименты подобного туристического сотрудничества между регионами, будем на них ориентироваться.

    В "Остров-туре" также обмолвились, что с помощью электрички, билет в которую стоит как минимум в два раза дешевле, чем на поезд, будут организованы экскурсии и до Нижнего Новгорода, правда, уже с ночевкой. Что касается Дивеева, то туристу рано утром надо будет приехать на вокзал в Казани, проехать 4 с половиной часа в электропоезде до Арзамаса, а затем автобусом - в монастырь. Поздно вечером уставшие, но, скорее всего, довольные люди должны будут вернуться в столицу Татарстана.

    - Для наших туристов в отдельном вагоне будут крутиться видеоролики, связанные с теми местами, где будет проходить электропоезд, - говорит Гумер Сафин, руководитель экскурсионного центра. - Ехать на самом деле довольно комфортно, там есть даже розетки для зарядки мобильных телефонов.

    - Не спорю, путешествие на электропоезде - довольно экстравагантный способ для татарстанцев, - признается Артем Силкин. - Однако, выезжая на автомобиле по М7, надо быть готовым как минимум в трех местах постоять в пробке неопределенное время. А поезд на вокзал придет вовремя, по расписанию, без эксцессов.

    Новый маршрут планируют запустить уже этой осенью, и будет он круглогодичным. А пока "Остров-тур" приглашает на день "Свияжская уха". На гастрономическом фестивале 4 сентября приготовят 8000 порций супа из речной рыбы и бесплатно угостят всех.

    Тем временем

    Из Нижнего Новгорода отправится первый прямой туристический поезд "Карельский вояж" сообщением Нижний Новгород - Санкт-Петербург - Сортавала - Рускеала - Петрозаводск - Нижний Новгород. Полюбовавшись красотами и разводными мостами Северной столицы, туристы за два полных дня в Карелии посетят острова Кижи и Валаам, города Петрозаводск и Сортавала, горный парк Рускеала и водопад Ахвенкоски. Маршрут как круизный железнодорожный поезд на 3 ночи включен в государственную программу "Туристический кешбэк", что позволит туристам возместить 20 процентов от стоимости поездки.

    Поделиться