Открытый конкурс на заключение контракта уже объявлен. Предполагается, что власти города направят 2,3 миллиарда рублей на производство медикаментов, а взамен получат продукцию по стоимости на 30-40 процентов меньше закупаемой в данный момент. Срок действия контракта 10 лет, максимальный срок, в течение которого должно быть освоено производство лекарственных препаратов, - три года. Документ будет касаться производства 31 международного непатентованного наименования лекарственных препаратов, причем 20 из них сейчас в стране не выпускают.
Чем выгоден такой тип отношений между сторонами? Очевидно, что в сложившихся условиях неопределенности очень важно обеспечить не только доступность лекарств, но и их качество.
- Российский рынок лекарств до сих пор сильно зависит от импорта действующих веществ. И для того чтобы стоимость препаратов, произведенных в стране, не менялась в соответствии с курсовыми колебаниями, необходимо повышать локализацию производства. Логично начинать это с синтеза субстанций - если офсетный контракт направлен на решение этих задач, можно оценить данную инициативу как положительную для развития отечественного фармрынка, - поясняет Валентина Бучнева, глава евразийского подразделения фармацевтической компании "Босналек".
- Офсетные контракты позволят активно расширять импортозамещение и привлекать компании в различные сферы. При этом потребности города в лекарствах и другой продукции будут полностью удовлетворены, - уверяет Венера Шайдулина, основатель цифровой платформы по разработке и продвижению законодательных инициатив "Инициатор".
Однако есть и несколько неопределенных моментов. Не совсем очевидно при этом, как будет защищен производитель лекарств в категории жизненно необходимых, ведь это препараты с ограниченной наценкой. Кроме того, возникает вопрос, будут ли потребности населения одного региона достаточными для того, чтобы выпуск препаратов оставался рентабельным для фармкомпании, полагает Бучнева.
Другой момент - за десять лет действия контракта себестоимость производства может измениться. При этом затраты на производство ряда сложных препаратов требуют внушительных вложений - прежде всего на специальное оборудование и организацию отдельной производственной линии. Кроме того, исполнителю контракта нужно решить проблему традиционной нехватки квалифицированных кадров, а также поставки сырья и оборудования в условиях санкций, перечисляет Алексей Панаит, представитель аптечной сети "Радуга". Есть риски и у заказчика - будет ли вторая сторона до конца выполнять свои обязательства по закупу товара, если он перестанет быть актуальным и востребованным? - задает вопрос эксперт.
Сегодня на этот вопрос ответа пока нет. Ни один из офсетных контрактов, заключенных в стране, не закончен. Однако тот факт, что подобный вариант госзаказа нужен для сегодняшней экономики, не оставляет сомнения ни у кого из экспертов.
Напомним, что опыт заключения контрактов такого типа в стране уже есть. Прежде всего в Москве и Московской области. Четыре из пяти контрактов так или иначе связаны со здравоохранением.
В конце весны депутаты Госдумы поддержали в первом чтении изменения в законодательство об офсетных контрактах, минимальный порог инвестиций при их заключении предлагают снизить в десять раз - до 100 миллионов рублей.
Дмитрий Тортев, член Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере госзакупок Государственной Думы РФ:
- Практика применения офсетных контрактов в федеральном масштабе пока еще не сформирована. В апреле по итогам форума-выставки "Госзаказ-2022" на уровне правительства было сформировано поручение о разработке методических материалов по офсетным контрактам. Они должны помочь региональным органам власти пошагово внедрять этот механизм. Значительный опыт внедрения "офсетов" имеется в Москве, но для реального продвижения процесса деловому сообществу в регионах необходимо синхронизировать усилия и ускорить совместную работу с органами власти. Здесь нужны подвижки как в области нормативно-правового, так и научно-методического и информационно-аналитического обеспечения государственного управления закупками.