30.08.2022 13:11
    Поделиться

    Почему на рынке ряда регионов СЗФО высока доля контрафактных сигарет

    Объем табачного рынка России в 2022 году снизился на 24 процента по сравнению с прошлым годом - с 234 миллиардов до 196 миллиардов сигарет в год. Обязательная система маркировки, которую ввели в 2019 году, позволила сократить теневой сигаретный сектор до 11 процентов. Однако в отдельных регионах Северо-Западного федерального округа его доля по-прежнему остается высокой. В двадцатку российского антирейтинга уже вошли Новгородская, Псковская, Вологодская и Ленинградская области. Кроме того, на пятки классическим сигаретам наступают контрафактные вейпы и стики. Исправить ситуацию позволят изменения в законодательстве об обязательной маркировке товаров.
    Сигареты дорожают, а это значит, что их по-прежнему выгодно подделывать.
    Сигареты дорожают, а это значит, что их по-прежнему выгодно подделывать. / Константин Чалабов/РИА Новости

    Сегодня антирейтинг контрафактного табака по стране возглавляют сразу два региона СЗФО - Псковская и Новгородская области. Доля немаркированной продукции там уже составляет порядка 45 процентов от общего объема рынка. Так, сотрудники псковской таможни с начала 2022 года изъяли более полутора миллионов пачек безакцизных сигарет. По информации ведомства, общая стоимость немаркированного табака превысила 71 миллион рублей. Для примера: в прошлом году у незаконных перекупщиков изъяли лишь 600 тысяч пачек. Всего за год количество контрафактной продукции выросло более чем в два раза. Во время перевозки подпольные сигареты, как правило, миксуют с продуктами. Последнюю крупную партию табака псковские таможенники обнаружили в грузовике за ящиками с макаронами.

    Наиболее сложная ситуация с контрафактом сложилась в Себежском, Невельском и Усвятском районах Псковской области. Сегодня там регулярно дежурят сотрудники мобильных групп таможни. В особых случаях к операциям по изъятию контрафакта подключается СОБР.

    - Такое лидерство объяснимо: Новгородская и Псковская области являются приграничными регионами, поэтому через них проходят основные потоки контрабанды в Россию, - рассказал на форуме "Дни ретейла на Балтике" первый заместитель директора АНО "ННЦК" Байсолт Хамзатов. - По этой причине немаркированные сигареты практически полностью отсутствуют на Камчатке, в Еврейской автономной области или Ненецком автономном округе. Из-за дорогой логистики контрабандистам просто невыгодно везти туда свой товар. Что интересно, чем дальше от областных или районных центров, тем выше доля немаркированного табака. На селе она в среднем составляет 14 процентов, а в городах-миллионниках - 8,7 процента. Если говорить о географии, то основной поток немаркированной продукции идет из стран ЕАЭС. Бесспорный лидер в этой категории - сигареты из Республики Беларусь, две трети которых не имеют акцизных марок.

    Несмотря на существующие проблемы, система маркировки, по словам экспертов, позволила "выбелить" сигаретный рынок в регионах СЗФО. За два года работы цифровой системы "Честный знак" количество легальных производителей табака значительно выросло. На Северо-Западе лидирующие позиции сегодня удерживает Калининградская область: производители региона выпускают более 4,6 миллиарда пачек сигарет в год, что на 18,3 миллиона больше прошлогодних показателей. Как отмечают сами добросовестные производители, до введения цифровой маркировки нельзя было отследить фактическое производство сигарет, из-за чего колоссальные объемы продукции уходили в тень и наносили вред легальному рынку. Сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону.

    Решать проблему немаркированных сигарет и табака помогают сотрудники регионального управления Роспотребнадзора. Ведомство столкнулось с проблемой, когда в возбуждении дела об административном правонарушении приходилось вынужденно отказывать. Все дело в том, что по закону орган, изъявший нелегальную продукцию, должен вернуть ее обратно в оборот, что противоречит принципам маркировочной системы. Ведь ее главная задача - обезопасить потребителя и полностью оградить его от некачественной продукции. Усугубил ситуацию и установленный мораторий на проверки бизнеса.

    - Мы напрямую не взаимодействуем с хозяйствующими субъектами, поэтому информацию о немаркированных товарах, включая сигареты и табак, получаем от правоохранительных органов, - рассказала руководитель Управления Роспотребнадзора по Калининградской области Елена Бабура. - Сейчас мы, по сути, можем проводить только профилактические визиты и мониторинг. Однако выход все же удалось найти. После получения информации о контрафактной продукции от правоохранителей мы передаем иски в суд, чтобы не возвращать изъятый товар обратно в оборот.

    Суд инициативу калининградского Роспотребнадзора поддержал и удовлетворил иски. Такой подход к решению проблемы изъятия немаркированной продукции стал первым прецедентом в России. Опыт коллег из западного эксклава уже подхватили контролирующие органы других регионов страны.

    Впрочем, маркировка позволяет успешно бороться не только с контрафактным табаком. Благодаря цифровой системе правоохранители обнаружили крупную партию рыбы общим весом более тонны, которая хранилась с нарушениями на складе в городе Северодвинске Архангельской области. Товарных и ветеринарных документов на контрафактную корюшку, навагу, лосося, леща, налима, камбалу, язя и плотву у местного предпринимателя не оказалось.

    Материалы для возбуждения дела об административном правонарушении передали в Североморское управление Россельхознадзора. Суд признал владельца рыбы виновным и назначил ему "административку" в виде штрафа.

    В Вологодской области система маркировки помогла защитить региональный бренд. На юге страны на прилавках магазинов появилось поддельное вологодское масло. После изъятия товара из оборота и проведения проверки специалисты установили, что качество продукции оказалось крайне низким, а в маркировке и вовсе был указан несуществующий производитель.

    Для дополнительной безопасности покупателей и защиты бренда "настоящий вологодский продукт" в регионе начали внедрять шестой этап маркировки молочной продукции. С 1 сентября предприятия торговли, продающие маркированную молочку, должны будут сканировать коды на кассе и передавать сведения об этих товарах в цифровую систему в онлайн-режиме.

    Справка "РГ"

    Система цифровой маркировки "Честный знак" заработала в России с 2019 года. В настоящее время производители уже на этапе изготовления в обязательном порядке маркируют молочную продукцию, минеральную воду, табак, лекарства, шины, духи, товары легкой промышленности, обувь, шубы и фототехнику. С 1 марта 2023 года этот список пополнят вода для детского питания, антисептики, биологически активные добавки к пище.

    Цифра

    733 тысячи компаний официально зарегистрированы в системе маркировки по состоянию на август 2022 года.

    Поделиться